Проект закона «Об образовательных кредитах», который должен упростить российским студентам доступ к знаниям, в очередной раз выносится на обсуждение Госдумы. Проект предполагает два вида кредита — на оплату собственно обучения и на расходы, связанные с ним. Для получения денег студенту не нужно иметь поручителей и давать что-либо в залог. При этом для возвращения долга предоставляется отсрочка — время обучения плюс 6 месяцев. То есть за полученное образование молодой человек заплатит из своей будущей зарплаты. Если он уйдет в армию, то получит право не платить по счетам в течение всего срока службы. При этом правительству предлагается предоставить банку гарантии по этому кредиту, а также субсидировать часть выплат. Законом также предусмотрены случаи полного переложения долга на государство. Например, органы государственной власти или местного самоуправления вправе «принять на себя обязательства» по выплате, если заемщик «добровольно принял на себя обязательство отработать установленный этими органами период времени в одной из отраслей госсектора». Скажем, поехал работать учителем в село.
Этот закон, объясняет один из авторов проекта депутат-эсер Валерий Зубов, позволит решить «проблему социального лифта», он даст талантливым ребятам возможность учиться в лучших вузах. Одновременно продукт будет «стимулировать вузы, которые дают более качественное образование». Поддерживают законопроект и банкиры: Ассоциация российских банков участвовала в разработке документа.
Однако законопроект находится в стадии обсуждения вот уже два года, а за это время расслоение общества усилилось, и цены на образование выросли.
Вот и на этот раз у документа мало шансов пройти даже первое чтение — во вторник Комитет Госдумы по финансовому рынку не поддержал это предложение. Члены комитета усомнились, что законопроект позволит повысить доступность образования. Скорее будет наоборот.
«Цена на образование от этих кредитов вырастет так же, как цена на квартиры, когда на рынок хлынули ипотечные деньги»,
— заявил заместитель председателя комитета Юрий Зеленский. «Если добавить деньги — растут цены или увеличивается предложение. И то и другое — катастрофа», — поддержал его депутат Павел Медведев. «Кроме вреда ничего не будет», — согласился с ними глава комитета Владислав Резник. Взамен он предложил внести изменения в закон «Об образовании», позволяющие субсидировать те кредиты, которые банки в добровольном порядке выдают на рыночных условиях. К тому же, правительство тоже прислало отрицательный отзыв на документ.
«Во всех развитых странах есть образовательные кредиты. У нас одних их не будет»,
— пытался разубедить колег Зубов. «В Германии этим занимается их Банк Развития», — добавил депутат Анатолий Аксаков, также соавтор проекта. Он рассказал, что вносил поправки, которые позволили бы и отечественному Банку Развития заниматься образовательными кредитами, однако их отклонили, так как эти функции и так доступны новому институту.
«Эти кредиты требуются на региональном уровне», — попытался найти компромисс депутат от фракции ЛДПР Аркадий Свистунов. Нужно не нагружать новыми обязанностями федеральный бюджет, а сделать так, чтобы региональные власти могли выдавать бюджетные ссуды на обучение в конкретных вузам, качество которых им проще оценить. Но Зубову идея не понравилась. «Вы посмотрите на профицитный федеральный бюджет и на региональные», — возразил он.
Отрицательное заключение правительства на законопроект его авторов тоже не смущает. «У правительства было 11 замечаний, 10 из них были сняты», — рассказал Зубов. Последний спорный вопрос, по его словам, касается сроков субсидирования выплат. Это разногласие непринципиально, его можно устранить при подготовке документа ко второму чтению, говорит депутат. И вообще, это заключение готовил старый состав правительства. А новый премьер Владимир Путин, будучи президентом России, не раз поддерживал образовательные кредиты. «Уверен, найти правильную схему можно, в том числе с частичными гарантиями со стороны государства. Владимир Путин», — процитировал его выступление на президиуме Госсовета 2006 года Зубов.
«Есть такие темы, которые кочуют из речи в речь. Об образовательных кредитах начали говорить в 90-х и по инерции говорят, — заметил Свистунов. — Чистый политический популизм». Может быть, кредиты вообще не нужны. «Перед нами выступал Фурсенко (Андрей Фурсенко — министр образования — Газета.Ru), и он сказал, что ожидается сокращение поступающих», — напомнил он. «Фурсенко также сказал, что закон об образовательных кредитах надо принимать», — парировал Зубов.
Накал страстей увел дискуссию к проблемам российского образования в целом. «Этот закон неспасаем, если оставить существующую систему образования, — заключил Медведев. — Добавить деньги в эту систему — это преступление, а не ошибка».