Впервые со времён Великой депрессии она оказала помощь небанковским учреждениям, предоставив займы на тех же условиях, что и коммерческим банкам. Кроме того, она прямо вмешалась в деятельность инвестбанков, когда помогла банку J.P. Morgan поглотить терпящий бедствие Bear Stearns. Теперь, по идее Полсона, ФРС должна официально взять на себя и надзор за инвестбанками с Уолл-стрит, которые в настоящее время находятся в зоне ответственности Комиссии по ценным бумагам (SEC). Сама же SEC продолжит выполнять свою функцию создания и контроля норм оборота ценных бумаг, но будет объединена с комиссией, занимающейся срочными рынками (CFTC), а ряд банковских регуляторов, дублирующих функции друг друга, будет упразднен.
Кроме того,
минфин США переходит на принцип «вертикали власти» в регулировании каждой из потенциально проблемных сфер.
В частности, контроль в сфере страхования будет теперь осуществляться не отдельно штатами, а на федеральном уровне. А самый «больной вопрос» — ситуацию на ипотечном рынке — планируется впредь регулировать с помощью специально создаваемой сводной Ипотечной комиссии (MOC) и посредством изменений в законодательстве об ипотеке. В особенности же Полсон критиковал «безответственное» поведение банков и других игроков на финансовом рынке, словно забыв, что сам в бытность свою главой инвестбанка Goldman Sachs участвовал во всём этом «безобразии». Теперь для надзора за практикой ведения бизнеса различными компаниями, контроля раскрытия ими информации и для выдачи лицензий будет тоже создан специальный орган.
Рыночные игроки ожидали чего-то подобного от финансовых властей. «Меры, принимаемые только одной ФРС, — регулярное снижение ставок — очевидно, не являются достаточными для успокоения настроений инвесторов, вкладывающих в американский рынок. По этой причине американский финрегулятор и изыскивает новые рычаги нормализации ситуации», — поясняет замгендиректора по юридическим вопросам УК Росбанка Владислав Бессарабов.
Но предлагаемые меры можно признать запоздалыми. Финансовые власти США «перекрестились» уже после того, как грянул гром ипотечного кризиса. Их действия могут дать эффект лишь в будущем.
«Избавление от дублирующих функций в сфере регулирования фондового рынка, создание единого регулятора в сфере страхования и улучшение контроля над сектором ипотечного кредитования — меры, способные снизить риски, связанные с финансовыми рынками США, а значит, повысить уровень доверия к ним со стороны инвесторов. Эти меры могут способствовать предотвращению кризисов в финансовой сфере», — оценивает их ведущий аналитик ИФ ОЛМА Антон Старцев. Впрочем, насколько теперь изменится привлекательность американских финансовых рынков для инвесторов — говорить пока рано. «Плюсом может быть тот факт, что необходимая по законодательству отчётность участниками рынка будет предоставляться меньшему числу контролирующих органов, — предполагает начальник департамента инвестиционного бизнеса Русского банка развития Сергей Жирников. — Это несколько снизит издержки, однако едва ли станет решающим фактором».
Американский пример может быть интересен и развивающемуся российскому рынку. «Вопрос объединения регулирующих функций в финансовой сфере актуален и для России, где давно обсуждается возможность создания единого регулятора», — замечает Старцев. «В России идея создания «финансового мегарегулятора», которому будут подчинены все участники рынка (банки и страховщики в том числе), обсуждается уже не первый год», — напоминает Бессарабов. Правда, разница в уровнях развития рынков определяет и различие в проблемах, которые стоят перед регулирующими органами в США и России. «В отличие от США у нас необходимость изменения системы регулирования рынков обусловлена не возросшими рисками, а, скорее, стремлением повысить эффективность действующей финансовой системы», — считает Старцев.