Глобальному финансовому кризису, длящемуся уже более полугода, не видно конца. Надежды на то, что спад на мировых фондовых рынках – временное явление, не подтверждаются.
Агрессивное снижение базовой ставки и другие меры по впрыскиванию дополнительных денег в экономику, осуществляемые Федеральной резервной системой (ФРС) США, пока не приводят к улучшениям на финансовом рынке.
Корпорации вынуждены списывать огромные суммы активов. Согласно результатам исследования инвестбанка Goldman Sachs, общая сумма потерь мировой финансовой системы от кризиса составит $1,2 трлн. Уолл-стрит здесь в первых рядах, ведь потери только американских банков, брокерских компаний и хедж-фондов, по прогнозам, составят $460 млрд.
Эта цифра почти в четыре раза превышает размер уже объявленных американцами потерь.
Чтобы справиться с убытками по кредитам, им приходится сокращать выплату дивидендов и привлекать новый капитал, в том числе от «недружественных» зарубежных инвесторов.
Пропасть, в которую сползает финансовое сообщество, становится все глубже. «Несмотря на снижение более чем в 30 раз наших оценок по акциям финансового сектора за период с ноября 2007 г., мы уверены, что это не последнее понижение в 2008 году,» — цитирует агентство Reuter авторитетного аналитика Мередит Уитни из Oppenheimer & Co, которая объявила об очередном ухудшении прогноза по прибыли четырёх крупнейших банков США.
«Мы ожидаем дальнейшего снижения как оценок, так и цен на акции. Мы считаем, что текущий кредитный кризис является самым тяжёлым за несколько поколений».
Не лучше дела и в Старом Свете. Согласно данным Европейской банковской федерации, ставки межбанковского кредитования в ЕС 25 марта были максимальными в текущем году, несмотря даже на очередные 14 млрд евро, выделенные Европейским Центробанком. «Всего несколько участников рынка предлагают денежные средства, — жалуется трейдер LRP Landesbank Rheinland-Pfalz Рональд Тарун. —
Инвесторы постоянно ждут, что ещё какой-нибудь банк может пойти ко дну. На рынке нет доверия, все очень испуганы.»
Крупнейшему по величине активов европейцу UBS недавно даже пришлось, по примеру некоторых американских коллег, пустить в капитал азиатский суверенный фонд. А Deutsche Bank в своём годовом отчёте за 2007 г. предупредил о возможных новых списаниях. После публикации отчёта акции банка сразу же просели на 3%.
Жертвами глобального финансового кризиса могут стать не только корпорации, но и целые страны.
Центробанку Исландии 25 марта пришлось экстренно увеличить свою учётную ставку на 1,25 п.п., до 15% годовых. Как говорится в его заявлении, причиной этого решения стало ухудшение финансовых условий на мировых рынках. Маленький северный остров очень зависим от внешних условий, в том числе торговли. Глобальные финансовые проблемы вызвали дисбалансы в экономике страны и опасения иностранных инвесторов относительно того, что банковский сектор Исландии близок к кризису. Резко снизилось доверие к местной валюте, и с начала года крона упала относительно евро почти на 30%. В итоге в стране резко выросла инфляция. В феврале её уровень в годовом исчислении составил 6,8%, а в марте, по мнению аналитиков, он будет ещё выше. Руководство Центробанка заявило, что, если тенденция к падению курса кроны не изменится, Исландии грозит «раскручивание инфляционной спирали: повышение цен, зарплат и стоимости обмена средств».
Источником кризисных явлений и одновременно индикатором дальнейшего развития событий служит ситуация на американском рынке. Фондовые индексы США уже скатились до уровня девятилетней давности. 25 марта барометр Standard & Poor's 500 показал 1352,99 пункта – уровень апреля 1999 г. А агентство Morningstar подсчитало, что, с учётом выплаченных дивидендов и инфляции, в эти девять лет данный индекс не просто не рос, а даже снижался в среднем на 0,37% в год. Standard & Poor's 500 вообще показал наихудшие результаты среди девяти инвестиционных инструментов, отслеживаемых Morningstar, включая сырьё, фонды инвестирования в недвижимость, золото и иностранные акции. Американские акции умудрились отстать даже от казначейских обязательств США, которые росли, с учётом инфляции, в среднем на 4,7% в год. Ну а индекс сырьевых товаров и фонды инвестирования в недвижимость показывали результаты ещё в два раза выше.
Получается, что весь этот девятилетний период вложения в американские акции были худшим решением для инвестора.
Эти поразительные данные способны поколебать распространённое мнение о том, что «в долгосрочном плане акции растут больше всего».
Более того, сходная динамика столь долгий период наблюдалась лишь в кризисные 1930-е и 1970-е гг. И в этих случаях требовалось более 10 лет для восстановления длительного роста.
Поэтому и нынешние спад и нестабильность могут затянуться на годы. По мнению экономиста из Йеля Роберта Шиллера и других аналитиков, наблюдаемая волатильность рынка говорит о наступлении новых трудностей. А историк финансов Ричард Силла ещё в 2001 г. спрогнозировал десятилетний спад на фондовом рынке.