«Мы добились решения трибунала Парижа о снятии ареста со средств ЦБР, размещенных во французском банке Natixis, в размере 50 млн евро», — сообщила в среду адвокат ЦБ Паскаль Пуплен агентству РИА «Новости». Суд согласился с аргументом адвокатов ЦБ о том, что российский банк является независимым юридическим лицом и не несет ответственности по долгам правительства России, пояснила она.
Аналогичная сумма, арестованная на депозите ЦБ в банке Calyon, может быть разблокирована в ближайшие дни, сообщил также агентству «Интерфакс» источник в Минфине России. По его словам,
в ближайшее время суд может разморозить и средства Роскосмоса и ряда других организаций. «Вопрос о днях», — сказал источник, судебные перспективы по этому вопросу для России положительные.
После разблокирования всех активов российская сторона подаст иски против Noga. Она «будет не только выражать протест, но и пытаться привлечь компанию и лиц, которые помогали ей в этих незаконных действиях, к ответственности», говорит источник. Скорее всего, будет подана и нота МИДа.
Арест на российское имущество и активы по иску Noga был наложен 2 января 2008 года согласно акту судебных приставов. В частности, были заморожены счета Минфина, Минэкономразвития, Минпромэнерго, Центробанка, управделами президента, которое занимается зарубежной собственностью Российской Федерации, Рособоронэкспорта, Роскосмоса, Росатома, корпорации ТВЭЛ и информационного агентства РИА «Новости» в банке VTB-Bank Europe.
При этом арест счетов Центробанка противоречил французскому законодательству. В 2005 году в стране был принят закон о том, что нельзя налагать аресты на средства центральных банков, размещенные на ее территории.
К тому же все права требования по российским долгам Noga были переуступлены нескольким швейцарским банкам, которые продали их предпринимателю Александру Когану, а тот перепродал их Минфину, выражали недоумение эксперты. Так что фирма не имеет больше к ним никакого отношения. Правда, сам Коган не исключил, что приобрел не все права требования Noga к России.
Решение о снятии ареста счетов вполне ожидаемо, говорит партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Илья Никифоров.
«Свои действия Noga осуществляет с целью обратить на себя внимание, — говорит он. — У каждого иска — обоснованного или нет — существует так называемая цена беспокойства». В данном случае конечной целью может быть либо вера Noga и ее адвокатов в то, что не мытьем, так катанием они смогут чего-нибудь добиться, либо фирма может демострировать активность в рамках обязательств перед своими кредиторами, которые требуют предпринимать соответствующие усилия, считает адвокат.
Однако, не исключено, что Минфин настроен слишком оптимистично, говоря о том, что скоро будут разблокированы все арестованные счета.
Пока речь идет лишь об освобождении средств ЦБ, арестовывать которые не велит французское законодательство. Адвокатам правительства «удалось убедить французский суд в том, что Банк России является независимым юридическим лицом и не несет ответственности по долгам правительства», напоминает партнер TUA GRATIA Владимир Святов аргументы адвокатов ЦБ. Кстати, один из французских банков объявил о снятии арестов со счета ЦБ еще 17 января. И тогда Минфин тоже уверял, что скоро все последуют его примеру. Но
доказать, что Минпромэнерго, МЭРТ и сам Минфин не имеют отношения к правительству России, будет гораздо сложнее.
Нельзя дать гарантии и в том, что этот арест российского имущества по искам Noga - последний. «О перспективах рассмотрения иностранными судами подобного рода дел можно будет судить после вынесения французским судом судебного акта», — подытожил Святов.