«Привлечение средств корпоративных клиентов — 18,11%, вклады частных клиентов — 52,1%, а доля кредитования одинакова. Значит, вы кредитуете корпоративных клиентов за счет вкладов частных лиц», — недовольно заметил Владимир Путин, рассматривая графики, представленные ему Германом Грефом во вторник вечером в резиденции Ново-Огарево. «Почему так? Лень работать?» — поинтересовался президент.
Тенденция такова, что в последние годы доля корпоративных клиентов увеличивается, а доля кредитования частных лиц сокращается, покорно согласился Греф. Но тому, пояснил он, много причин: «Растущая инфляция на нашем банковском рынке и приход большого количества, в том числе международных, банков, которые весьма технологичны и конкурентны». К тому же перекос в пользу кредитования корпоративных клиентов неплохо диверсифицирует портфель банка.
Но Путин отверг эти аргументы. «Нужно работать активно с населением, помогать людям в решении текущих задач — жилье, приобретение вещей, решение других задач», — сказал президент.
«Сбербанк традиционно рассматривался как розничный банк, который за счет уникальной региональной сети имеет возможности для работы с широкими массами населения. Но в последнее время он откровенно увлекся корпоративным сектором, где вступил в конкуренцию с ВТБ и ВЭБом,
— объясняет претензии президента аналитик ИК «Финама» Владимир Сергиевский. — Вероятно, руководство страны недовольно этим, что и проявилось в жестком высказывании Путина». Однако, напоминает аналитик, винить в этом Грефа нельзя. Перекос — заслуга команды экс-главы банка Андрея Казьмина. «Нет смысла всё высказывать Грефу — он только пришел, и так уже заявил много амбициозных планов», — соглашается старший аналитик ИК «Файненшл Бридж» Ольга Шкред.
Очевидно, президент рассчитывает на помощь Сбербанка в решении государственных задач, например в повышении доступности ипотеки.
Как известно, в Сбербанке довольна серьезная процедура андеррайтинга: дело заемщика рассматривается долго, требуется несколько поручителей, официальные справки о доходе и т. д. Все это усложняется процедуру получения кредита.
Увеличить долю на рынке кредитования населения можно и за счет снижения стоимости кредитов, полагает Сергиевский. «При условии активного маркетингового сопровождения это может стать драйвером роста розничного портфеля Сбербанка», — говорит эксперт.
Впрочем, вряд ли в ближайшем будущем Сбербанк пойдет по этому пути. Кризис ликвидности заставляет многие банки пересматривать свою кредитную политику — ужесточать требования к заемщикам и повышать проценты по займам.
И в этом Сбербанк, похоже, не составит исключения. «Со второго квартала большинство банков будет вынуждено несколько поднять кредитные ставки, будет сжато денежное предложение реальному сектору», — заявлял в начале года сам Греф.
А начальник аналитического отдела БД «Открытие» Халиль Шехмаметьев вообще не видит смысла в увеличении доли Сбербанка на рынке кредитования физлиц.
«Если Сбербанк на это пойдет, то отнимет клиентов у других банков. Сейчас в банке 100 млн клиентов, тогда как у «Русского стандарта» их 16 млн, а у «Хоум кредита» — 11 млн человек»,
— напоминает эксперт. К тому же резкое увеличение количества кредитуемых физлиц может привести к снижению качества обслуживания клиентов, если процесс не будет сопровождаться ростом филиальной сети и количества работающих сотрудников.