Если в 2007 году ипотеку считали обманом 18% респондентов, то в 2008 году — только 10%. Эти данные были получены в ходе опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Исследование проводилось в феврале 2008 года по всей России. В ходе него было опрошено 1600 человек.
Чаще других ипотеку называли обманом респонденты с доходом менее 1500 рублей на члена семьи.
Такой ответ дал каждый пятый из принадлежащих по материальному положению к наименее обеспеченной группе россиян. Респонденты же с доходом более 3001 рубля на человека чаще давали определение ипотеке как «кредиту на покупку жилья».
В целом, как отмечает НАФИ, за год доля тех, кто ничего не знает об ипотеке, сократилась с 18% до 15%. Количество россиян, которые, по их собственному мнению, четко знают, что такое ипотека, увеличилась с 35% до 46%. Доля же респондентов, которые знают об ипотеке только понаслышке, сократилась с 44% до 36%.
«Результаты опроса неудивительны», — считает генеральный директор ЗАО «Финэкспертиза. Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. Однозначно можно сказать, что уровень финансовой грамотности в стране за предыдущий год значительно вырос, комментирует директор департамента продаж и развития Русского Ипотечного Банка Алексей Дорош. Банкир называет такие причины этого явления: «Усиление рекламной активности отдельных игроков рынка, а также пропаганды кредитования, увеличение охвата населения «сарафанным радио» в результате вовлечения в процесс ипотечного кредитования всё новых сограждан».
Кроме того, по словам эксперта, обсуждение ипотечного кризиса в США и его влияния на мировую и российскую экономику сыграло значимую роль в повышении финансовой грамотности населения.
Есть и другая причина — обильная информация о национальных проектах. «Проекту «Доступное жилье», который базируется на развитии системы ипотечного кредитования, уделялось повышенное внимание. Про ипотеку много говорили и президент, и вице-премьер, ответственный за нацпроект, и чиновники на местах», — говорит начальник отдела ипотечного кредитования Славинвестбанка Юрий Журавлев. В результате доверие к этому банковскому продукту выросло, и ипотека перестала быть «экзотическим продуктом».
Наиболее интересно в данном исследовании то, что почти вдвое сократилось число людей, считающих ипотеку обманом, обращает внимание Шустерняк. «Значит, люди перестали бояться ипотеки, — комментирует эксперт. — Конечно, большинство до сих пор смотрит на ипотеку с потребительской точки зрения, не до конца понимая, как работает этот механизм. Но многие перестали испытывать нерациональный страх перед этим банковским продуктом».
Однако то, что меньше россиян стало считать ипотеку обманом, еще не говорит о том, что они готовы решить свою проблему с помощью кредита на покупку жилья, считает эксперт. «Это необходимое, но недостаточное условие», — объясняет Шустерняк.
Действительно, по данным другого опроса, проведенного «РОМИР-мониторинг» в декабре 2007 года, только 3% респондентов имеют твердое намерение взять ипотечный кредит в течение ближайших двух лет и еще 2,5% отвечают на этот вопрос «скорее, положительно».
И это при том, что менее 40% опрошенных заявили, что довольны своими жилищными условиями.
«Главный фактор, который тормозит развитие ипотеки — низкие доходы большинства россиян, недостаточные для обслуживания крупных кредитов, а также неуверенность в завтрашнем дне и собственной платежеспособности на многие годы вперед», — говорит директор департамента маркетинга Абсолютбанка Дина Сулейманова. Ипотека – это предприятие, рассчитанное на довольно длительный срок. Поэтому заемщик должен быть уверен, что сможет выплачивать проценты в течение всего срока, комментирует Шустерняк. «В Советском Союзе такая уверенность у многих была. Если специалист получал 120 рублей в месяц, то он мог быть уверен, что если он будет жив-здоров, то эта зарплата у него никуда не исчезнет», — добавляет он.
Кроме того, Алексей Дорош называет еще одно препятствие для потенциальных заемщиков, возникшее в последнее время, — это ужесточение требований банков и рост процентных ставок по кредитам.