Налоговый скандал в Германии набирает обороты. Прокуратура начала проводить обыски по всей стране. В понедельник ее сотрудники наведались в дома и офисы компаний во Франкфурте, Мюнхене, Гамбурге, всего было проведено около 100 обысков. Во вторник представитель прокуратуры города Бохум заявил журналистам, что это был только первый этап широкомасштабной операции против неплательщиков налогов.
Начало скандалу положил обыск, проведенный на прошлой неделе в доме главы Deutsche Post Клауса Цумвинкеля, и последовавший арест топ-менеджера. Следствие подозревает, что Цумвинкель не заплатил налогов на сумму около 1 млн евро ($1,46 млн), а неучтенные деньги были переведены им на счет в банк LGT в Лихтенштейне.
Как сообщает европейская пресса,
у германского правительства имеется список более чем 1тыс.человек, которые для уклонения от налогов незаконно вывели за границу свои «черные доходы».
Только прокуратура Бохума расследует порядка 700 дел. Сокрытые суммы оцениваются в несколько сотен миллионов евро.
Активность спецслужб породили материалы, которые за 4,2 млн евро им продал информатор из лихтенштейнского банка. По словам министра финансов Германии Петера Штайнбрюка, источник передал германской разведке «некие данные, касающиеся уклонения от уплаты налогов», а разведка переправила их налоговым органам, «выполнив тем самым свой не только служебный, но и гражданский долг». В результате под следствие попали многие известные люди, использовавшие LGT. «Мы раскололи целый банк», — заявил один из следователей газете Handelsblatt. Такие методы работы шокировали власти карликового государства.
Глава княжества Лихтенштейн наследный принц Алоис осудил методы немецких спецслужб, которые назвал «германской атакой».
«Мы маленькая страна и хотим хороших отношений с нашими соседями… но мы суверенное государство», — сказал он во вторник на пресс-конференции в Вадуце.
Вопрос, таким образом, далее будет обсуждаться на международном уровне. Канцлер Германии Ангела Меркель пообещала надавить на премьер-министра Лихтенштейна Отмара Хаслера, который собирается в Берлин с визитом. Меркель намерена просить о «дальнейших изменениях» в законодательстве страны, которые обеспечили бы большую финансовую прозрачность. Штайнбрюк хочет добиться от Лихтенштейна подписания двустороннего международного соглашения о взаимном содействии. Хотя посольство Лихтенштейна уже заявило, что резкие движения в этом вопросе нежелательны.
Желание немецких властей можно понять. «В Германии очень высокие налоги по сравнению с другими европейскими государствами. Поэтому многие стараются вывести капитал», — говорит партнер коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Гуща. Он напоминает о нашумевшей истории с укрытием от налогов теннисистки Штеффи Граф. Ее гонорары, полученные от спонсоров «в черную», поступали в Нидерланды, а затем через Нидерландские Антильские острова отправлялись в Лихтенштейн, где и оставались.
Лихтенштейн — почти офшорная зона. Например, ставка налога на богатство самая низкая в Европе — 0,07%. Это княжество привлекает гораздо больше владельцев сбережений из Германии, чем более крупные конкуренты — Швейцария или Люксембург.
Как пишет Financial Times, с 2000 года прокуратура города Бохума обнаружила в Лихтенштейне 46 млн евро, уведенных от налогов, и оштрафовала 100 жителей Германии, имеющих в княжестве трасты, на общую сумму 22 млн евро.
Но принуждение европейского карлика к большей открытости мало что даст, считают эксперты. Понятие «банковской тайны» уже и так практически не существует: Лихтенштейн, как и другие государства, расширили доступ к информации о вкладах на волне борьбы с терроризмом. «Где-то пять-шесть лет назад сначала Швейцария, а затем и Лихтенштейн подчинились политическому давлению США, которые требовали прозрачности и открытости финансовой системы. Контролирует все это спецорганизация FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering — международная группа по противодействию отмыванию денежных средств. — «Газета.Ru»). Так что
теперь нет возможности открыть счет где-либо в Европе, не идентифицируя себя.
Даже если не хочется, чтобы сотрудники банка знали, кто я — высшее руководство в любом случае будет понимать, кто открывает у них счет. Для этого можно использовать номерной знак, за которым стоит конкретная персона или организация», — объясняет заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев.
«Согласно общему правилу, банки не имеют права отказывать в раскрытии информации о счете и тем более о переводах с использованием счета правоохранительным органам своего государства. Для раскрытия информации о движении средств другому государству применяются так называемые международные договора правовой помощи, — рассказал «Газете.Ru» юрист, пожелавший не раскрывать свое имя. — Это делается с помощью запроса в МВД. Он направляется правоохранительными органами запрашивающего государства — это может быть либо суд, либо МВД, либо МИД. Такие договора правовой помощи сейчас используются повсеместно. И даже такие офшоры, как Кипр, стараются включиться в процесс, так как не хотят терять клиентов. Исключение составляют серые офшоры — такие как, например, Сейшелы, Виргинские острова, но их осталось мало».
Бессмысленно выносить обсуждение на международный уровень, менять законодательство Лихтенштейна и уж тем более менять международные нормы, — убежден первый исполнительный вице-президент РСПП, президент ассоциации региональных банков «Россия» Александр Мурычев. «Лихтенштейн — это свободная офшорная зона и они всячески стимулируют размещение средств у себя. Так что на самом деле — это вопрос порядочности немецких налогоплательщиков, а не Лихтенштейна», — говорит он.
Однако европейские эксперты отмечают, что на деле Лихтенштейн — приверженец секретности, который, по словам британского бухгалтера и эксперта по налоговым гаваням Ричарда Марфи, «игнорирует все международные нормы». У иностранных налоговиков нет возможности получить информацию о клиентах, отмечает он, пока какой-нибудь инсайдер не передаст им диск с данными.