Один из крупных банков Великобритании, Northern Rock, национализирован. Британский министр финансов Алистер Дарлинг объявил об этом решении в воскресенье, а в понедельник соответствующий законопроект будет внесен в парламент. Руководить банком от имени правительства будет Рон Сандлер, бывший гендиректор страхового рынка Lloyd's of London. В госбанке Сандлер, как сообщает FT, будет получать £90 тыс. (примерно $177 тыс.) в месяц.
Слова лорд-канцлера, по выражению Financial Times, «взбесили акционеров и шокировали двух основных претендентов на его покупку». «Это очень грустный день для рынка акций, банковской индустрии и репутации Соединенного Королевства как финансового центра», — заявляет Джон Вуд, представитель хедж-фонда SRM — владельца крупнейшего пакета акций банка.
Представитель сразу нескольких небольших групп акционеров Northern Rock Робин Эшби признается, что «ужаснулся тому, что банк просто украли у акционеров».
Паника посеяна и среди сотрудников банка. Сандлер уже заявил, что по поручению правительства страны, будет проводить стратегию, которая «вернет банку его устойчивые размеры». Что это значит — он не пояснил. Однако, по информации от источника, знакомого с ситуацией, в Northern Rock планируют вдвое сократить рабочие места, то есть избавиться почти от 3000 служащих.
Впрочем, заинтересованные в том, чтобы утром в банк не выстроились очереди вкладчиков, желающих забрать свои деньги, лорд-канцлер и новый председатель совета директоров Рон Сандлер всячески успокаивают граждан, заверяя, что отделения будут «работать в обычном режиме».
Трудности Northern Rock начались в сентябре 2007 года. Банк стал жертвой кризиса ликвидности, и его акции в течение одной недели потеряли более половины своей стоимости. Английский Центробанк выделил ему срочный кредит в £23 млрд (примерно $45 млрд) для решения проблем, но поддержка регулятора навела вкладчиков Northern Rock на мысль о том, что дела у банка совсем плохи, и они поспешили забрать из него свои деньги. С тех пор поддержка регулятором банка Northern Rock достигла уже $107 млрд, что составляет 4% от годового ВВП Великобритании.
Но все это оказалось напрасно: акции банка продолжали падать.
Хотя национализацию уже называют «возвращением в 70-е», власти настаивают на том, что это вполне современная мера. Данный шаг предпринят в соответствии с международной практикой, отмечает британская Служба национальной статистики: «Не следует это путать с национализацией: NR получит статус государственной финансовой корпорации, которая будет взята на государственный баланс задним числом, с 9 октября 2007 года».
Российские аналитики вообще уверены, что это временная мера. Национализацию можно рассматривать как попытку сделать «из сомнительных долгов хорошие, совсем плохие уведут за баланс и потом с хорошим балансом через год-два продадут», полагает старший аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Табах. Решение властей временное, соглашается и начальник отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерий Пивень: они введут своих управляющих, стабилизируют положение, а затем продадут банк.