На мировых товарных рынках зафиксирован значительный приток спекулятивных финансовых средств. По информации швейцарского банка UBS, за первую неделю февраля приток капитала в ценные бумаги, привязанные к индексам товарных бирж, вырос на $1,5 млрд. Эта сумма вдвое больше инвестиций, сделанных неделей ранее.
«Спекулятивные капиталы потому и зовутся спекулятивными, что легко меняют направление своего движения, — объясняет ситуацию председатель правления ИК ITinvest, автор книги «Секреты биржевой торговли» Владимир Твардовский. — В целом можно разделить все рынки, на которых осуществляется инвестирование на три большие части: фондовый рынок, денежный рынок и товарный рынок. И динамика на одном сегменте мирового финансового рынка четко взаимоувязана с динамикой на двух оставшихся».
Усиление интереса инвесторов и спекулянтов к commodities (биржевым товарам) наблюдается уже лет пять.
В 2007 году объём инвестиций на товарных рынках увеличился на треть и достиг $175 млрд. Основная причина этого — инфляционные процессы.
«Тот факт, что для «больших денег» стал наиболее интересен товарный рынок, есть свидетельство того, что инвесторы ожидают роста инфляции (что неминуемо связано с ростом цен на товары, и, следовательно, ростом цен на товарных рынках) и не ожидают роста на фондовых площадках. На денежных рынках в условиях ожидающейся инфляции будет наблюдаться рост доходностей, что неминуемо должно привести к падению цен. Поэтому инвестиции в этот сегмент, особенно с учетом кризиса ликвидности, выглядят чрезмерно рискованными, — рассуждает Твардовский. — Итак, остаются товары: нефть, металлы, благородные металлы, сельскохозяйственная продукция».
В 2008 году процесс перетока капиталов на товарные рынки ускорился в связи с опасениями наступления рецессии в США. Commodities стали рассматриваться как, по сути, единственный защитный вид активов.
«Высокие риски рецессии в США не оказали ощутимого влияния на основные товары. На протяжении февраля спрос на металлы, сельскохозяйственную продукцию и нефть оставался высоким. Рост цен на commodities во многом обусловлен по-прежнему высокими темпами роста экономик развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, — отмечает аналитик Русского банка развития Игорь Дуэль. — Падение фондовых рынков и ослабление доллара увеличили интерес инвесторов к драгоценным металлам и другим товарным группам, которые на время высокой волатильности выступили надёжным и не подверженным инфляции активом».
Для российской экономики, имеющей экспортно-сырьевую специализацию, рост цен на нефть и металлы даёт возможность получения дополнительных прибылей. В то же время
рост цен на сельскохозяйственные товары будет разгонять инфляцию внутри России.
«Цены на сельскохозяйственные товары также выросли, во многом отражая сложившийся на рынке недостаток товаров из-за низкого урожая в 2007 году, — обращает внимание Дуэль. — Российская экономика ощутила рост продовольственных цен осенью прошлого года, инфляция в октябре составила 10,6%. Несмотря на предпринятые меры по замораживанию цен на продукты первой необходимости, сдержать инфляцию в рамках обозначенного ориентира не удалось». С 2006 г. индекс сельхозпродуктов, по данным агентства DJ-AIG, вырос примерно на 40%. Отмечался рост цен на зерно, сою, сахар, кофе, какао.
Основные причины резкого роста мировых цен на продовольствие — увеличение спроса в странах Третьего мира и альтернативное использование зерновых культур в качестве заменителей топлива. Растущий интерес инвесторов к товарным рынкам может дополнительно ускорить рост цен.
По информации агентства Bloomberg, в конце прошлой недели цены на пшеницу и сою в Чикаго поставили новый рекорд. Пшеница выросла на 16% за неделю, цена сои достигла $13,73 за бушель, повышение за год составило 84%.
Впрочем, некоторые аналитики полагают, что довольно скоро мировые цены на commodities, в том числе и продовольствие, стабилизируются.
«В этом году влияние мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, на рост инфляции в России, скорее всего, будет ограниченным, чему во многом будут способствовать ослабление спроса на commodities из-за замедления темпов роста экономики США», — прогнозирует Дуэль.