Центробанк не сможет больше по своей инициативе отзывать лицензии у банков за нарушение закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Это предлагает законопроект, внесенный во вторник в Госдуму председателем комитета по финансовому рынку Владиславом Резником и членом Совета федерации Дмитрием Ананьевым.
Нарушение закона об отмывании – самое распространенное основание для лишения лицензии банка, более 90% организаций в 2006–2007 годах пострадали именно за это.
Банковское сообщество не раз отмечало, что наказание не всегда соответствует степени виновности кредитных организаций. Под нарушение законодательства по борьбе с отмыванием-легализацией подходят как обналичивание огромных сумм, так и нарушения в предоставляемой Федеральной службе по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторингу) отчетности.
О том, что ЦБ избирательно применяет свои полномочия в данной сфере, писал в своих скандально известных письмах, например, банкир Алексей Френкель, обвиняемый в организации убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. Центробанк, по словам Френкеля, ликвидирует только неугодные ему банки, в то время как на деятельность остальных, даже если она противозаконная, закрывает глаза. Подобные претензии к ЦБ также высказывала Московская международная валютная ассоциация в послании президенту России.
Разрешить проблему, по мысли авторов законопроекта, должно подключение к процессу Росфинмониторинга.
«Предлагается наделить только ФСФМ правом обращаться в соответствующий лицензирующий (надзорный) орган с представлением об отзыве (аннулировании) лицензии при неоднократном нарушении требований закона,
повлекшем применение административного наказания», — говорится в пояснительной записке к документу. Лицензирующие органы в данном случае — ЦБ и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). По проекту, в случае если ЦБ увидит нарушения закона «О противодействии легализации», он будет обращаться в Росфинмониторинг. Служба должна будет перепроверить отчетность банка и при обнаружении нарушений сможет наложить взыскание. Лишь если взыскания будут повторяться, Росфинмониторинг «вправе обратиться в соответствующий лицензирующий орган с представлением об отзыве или об аннулировании у такой организации лицензии на осуществление деятельности».
Попытки подготовить подобный законопроект в банковском сообществе предпринимаются уже давно. Так, в начале 2007 года руководитель проекта «Национальное развитие» Андрей Черепанов направил в Госдуму похожее предложение: «полностью лишить Банк России возможности отзывать у кредитных организаций лицензии на осуществление банковской деятельности за нарушение противоотмывочного законодательства», если только его действия не создают «реальную угрозу интересам кредиторов». В остальных случаях надо ограничиваться штрафом, отмечал он.
«Для банков это хорошо, поскольку
благодаря поправкам может быть достигнута более объективная оценка их деятельности. Ведь из-за бюрократизации процесса ЦБ не будет принимать поспешных решений»,
— заявил «Газете.Ru» председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев.
Впрочем, старший вице-президент Газэнергопромбанка Юрий Усольцев, принимавший участие в написании закона «О противодействии легализации» еще в 1997 году, когда он работал в Федеральной службе по валютно-экспортному контролю, сомневается в эффективности проекта. «Лицензии лишаются не случайные банки, а те, кто либо обналичивал, либо перегонял деньги на счета офшорных компаний в банках Украины, Белоруссии и Прибалтики, сознательно закрывая глаза на отсутствие экономической целесообразности для клиентов. Банки, у которых ЦБ отозвал лицензию, — откровенные «помойки», — считает он. А потому подключение к процессу отзыва лицензии еще одной организации, хоть и добавит ему объективности, не изменит ситуацию коренным образом. «Не думаю, что у Росфинмониторинга будет свое мнение, отличное от мнения ЦБ. Хотя бы потому, что
Росфинмониторингу доступны те же данные, что и ЦБ, а проводить проверки в банках служба не может»,
— объясняет Усольцев.
Больше всего эксперты опасаются, что усложнение механизма отзыва лицензии затянет процесс. «Иногда от ЦБ требуется немедленное принятие решения.
Отсрочка отзыва лицензии ведет к расхищению активов банков»,
— напоминает Мурычев. Поэтому «проволочки», с точки зрения клиентов банков, не желательны.
Впрочем, как свидетельствуют толпы разоренных вкладчиков, ЦБ и так не всегда расторопен при отзыве лицензии.