Россия в скором будущем может остаться без Министерства экономического развития и торговли. Такую сенсационную новость со ссылкой на неназванный источник в правительственных кругах распространило в пятницу агентство «Прайм-ТАСС».
Уже в ближайшем месяце из ведения МЭРТа будет выведен внешнеэкономический блок. Составляющие его четыре департамента объединят в агентство, и, по словам источника,
«не факт, что оно будет подчиняться МЭРТу, а не напрямую премьер-министру РФ».
Кроме того, по данным «Прайм-ТАСС», министерство намерен покинуть глава департамента макроэкономического прогнозирования Андрей Клепач. Он якобы уйдет к бывшему главе МЭРТа Герману Грефу в Сбербанк, где возглавит аналитический центр. Оставить пост планирует и директор департамента социально-экономических реформ Саид Баткибеков, агентство сообщает, что по одной из версий его следующим местом работы станет группа компаний «Тройка Диалог». Руководитель департамента инвестиционной политики МЭРТа Светлана Ганеева, по информации источника, переходит на работу в Центр стратегических разработок.
То, что останется от Минэкономразвития после таких потерь, передадут Минфину, а сам МЭРТ ликвидируют.
Нынешний министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина после этого вернется в Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при президенте. Один из ее заместителей Кирилл Андросов может перейти на работу в Министерство регионального развития. Впрочем, другой источник в правительстве уточняет, что решение о ликвидации Минэкономразвития еще не принято, хотя подтверждает, что реструктуризация уже началась.
В самом министерстве эти сведения не подтверждают, но и не опровергают.
«Слухи мы не комментируем», — заявили «Газете.Ru» в МЭРТе. Но выглядит новость весьма правдоподобной.
Терять полномочия Минэкономразвития начало с 2003 года. Сначала было решено, что тогдашний глава министерства Герман Греф не будет контролировать газовую реформу. Этому еще можно было найти объяснения: «Газпром» решили не трогать вовсе. Но затем у МЭРТа «отняли» реформу энергетики и пенсионную, передав их соответственно Минпромэнерго и Минздравсоцразвития. Власть над таможней — крайне влиятельным и денежным сектором российской экономики, доставшимся МЭРТу в результате административной реформы в 2004 году, уже в мае 2006 года тоже перешла премьеру, которым тогда был Михаил Фрадков. Контролем над деятельностью внешнеэкономического блока в 2006 году Грефу пришлось поделиться с Сергеем Нарышкиным. В сентябре из министерства ушел ключевой сотрудник — заместитель Грефа Андрей Шаронов. Затем и сам глава МЭРТа Герман Греф был отправлен в отставку. А пересмотр состава правительства в прошлом году был использован для очередного урезания полномочий Минэкономразвития. Так, распределение средства инвестфонда отошло Минрегиону, получившему также право самостоятельно разрабатывать схемы выделения средств господдержки регионам и муниципальным образованиям.
Новую атаку на МЭРТ эксперты связывают с вышедшей из-под контроля инфляцией.
«Цены на продовольствие на мировых рынках подскочили в конце 2006 года. Но целый год после этого не было предпринято никаких мер в части таможенно-тарифного регулирования. Не были снижены ввозные пошлины на молоко или подняты экспортные на зерно», — возмущается директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «И вот, когда инфляция разогналась и у нас, сначала три с половиной месяца готовится план антиинфляционных мер, а затем на его основе разрабатывается антиинфляционная программа. Возникает вопрос: а работать когда начнем?» — говорит Николаев.
Под чьим присмотром окажется, таким образом, внешняя торговля, уже понятно — нынешнего президента и, скорее всего, будущего премьер-министра России Владимира Путина. Это полезно не только для торговли, но и для него.
«Если это агентство действительно будет подчиняться премьер-министру, которым будет Владимир Путин, то это легитимирует его присутствие на внешнеполитической арене, позволит заниматься решением конкретных вопросов.
А экономические проблемы, как правило, имеют больше шансов на успех», — считает генеральный директор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов. Впрочем, директор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что агентство просто некому больше подчинить. «Подчиняться оно будет лично премьеру, чтобы не допустить грызни между вице-премьерами. Иными словами, чтобы никого не вводить во искушение», — говорит он.
Кто формально возглавит агентство, менее ясно. «Скорее всего, во главе него будет кто-то из замов Путина», — полагает Мухин. «Идея о создании агентства, занимающегося внешнеторговой деятельностью, принадлежит Фрадкову. Может быть, после создания такого ведомства на должность его руководителя и будет назначен Фрадков. Я такую возможность точно не исключаю», — говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. «Сложно называть конкретные имена, но «на виду» в связи с переговорами по ВТО Максим Медведков (глава департамента торговых переговоров МЭРТ) и вице-премьер Сергей Нарышкин», — отмечает Виноградов.
Минфину, очевидно, достанется сильный прогнозный департамент МЭРТа: ему это нужно для бюджетного планирования, которое, как известно, теперь в стране трехлетнее.
А вот что будет с блоком министерства, отвечающим за экономическое развитие России, нет и намека.
Это тревожит экспертов, и именно из-за этого большинство воспринимает идею уничтожения Минэкономразвития в штыки. Оставлять страну без профильного экономического министерства, по их мнению, просто нельзя. Действительно, в последние пару лет министерство наконец стало оправдывать слово «развитие» в своем названии. До тех пор его прогнозы сводились в основном к угадыванию нефтяных цен в среднесрочной перспективе. В последние пару лет, напротив, МЭРТ активно занимается инструментами развития: особые экономические зоны, инвестфонд, венчурная компания, корпорация нанотехнологий, Банк развития — все это идеи МЭРТа. И прогнозы министерства все больше учитывают внутренний потенциал российской экономики.
«Это ненормальная ситуация, если мы останемся без экономического развития»,
— говорит Минченко. «Конечно должно быть министерство именно экономического развития, это ключевое министерство. Оно отвечает за два важнейших показателя – ВВП и инфляцию. Как это важно, мы видим сейчас, когда проблема инфляции обостряется. Но это должно быть приоритетом всегда, и заниматься этим должно министерство экономики», — уверен Николаев. Задвигать экономику на задний план, по его словам, нельзя хотя бы потому, что основные реформы (административная, пенсионная, ЖКХ) еще не завершены или завершены неудовлетворительно.
«Возможно, часть этого функционала МЭРТа будет передана Минфину, а часть перейдет к Минрегиону. Буквально на этой неделе Козак выступал с идеей передать экономическое стратегирование регионам», — предполагает Минченко.
Но более вероятно, что за экономическое развитие также возьмется лично Путин. В общем это даже не будет противоречить обещанию президента, которое он дал, соглашаясь стать премьером: «Пересмотра функций между премьером и президентом не будет».
Возможно, расформирование МЭРТа – дело давно решенное. И именно этим объясняется отставка с поста его главы Германа Грефа.
Ведь при нем ликвидировать министерство реформ было не слишком красиво. Именно Греф заработал ведомству это звание, и разрушение МЭРТа испортило бы политическое реноме не только ему.