Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила административное дело против «Вимм-Билль-Данн» (ВБД). Омское подразделение антимонопольных органов подозревает одну из крупнейших российских компаний в подписании тайных ценовых соглашений с местными производителями. В ценовом сговоре помимо ВБД подозреваются ОАО «Любинский молочно-консервный комбинат», ОАО «Вита», ГУП «ВНИМИ-Сибирь» РАСХН и ОАО «Калачинский молочный комбинат». В отношении этих компаний в четверг были также заведены административные дела.
По словам пресс-службы ФАС, подозрение антимонопольщиков вызвал одновременный рост цен на молоко в области в сентябре--октябре на 10–20%.
Поэтому в ведомстве считают, что нарушена 11-я статья федерального закона «О защите конкуренции».
«Вимм-Билль-Данн» — не первый производитель, попавший под масштабную общероссийскую проверку продуктовых компаний. Так правительство пытается бороться с ростом инфляции. В октябре антимонопольные органы начали проверять информацию об объемах производства, отпускных ценах, себестоимости и рентабельности за последние два года крупнейших молочных компаний страны. Первому не повезло Брянскому молочному комбинату (БМК). Ему выписали штраф и обязали установить отпускные цены на молоко не выше 21,4 рубля за литр.
За сибирские компании ФАС взялась в ноябре. В середине месяца антимонопольные органы стали подозревать красноярскую «Юнимилк» и томскую «Том-мас». Против «Юнимилк» в УФАС должны завести дело до конца ноября, а в Томске УФАС рассмотрит дело в середине декабря.
В «Вимм-Билль-Данн» с обвинениями ФАС не соглашаются, утверждая, что рост цен на продукцию обоснован повышением стоимости сырья. Для того чтобы служба в этом смогла убедиться сама, компания собирается с ней активно сотрудничать, предоставляя все необходимые документы и оказывая любую поддержку. Об этом «Газете.Ru» заявил руководитель по внешним связям ОАО «Вимм-Билль-Данн» по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку Антон Калтыгин. «Рост цен на продукцию обусловлен резким скачком стоимости сырья — сухого и сырого молока. В Омске свежее молоко, если считать с 1 августа этого года, подорожало более чем на 50%. Увеличение наших отпускных цен гораздо меньше, мы лишь компенсируем растущую себестоимость. И, более того, несмотря на рост затрат, мы зафиксировали цены на несколько социально-значимых продуктов», — заявил он.
По словам юристов, «Вимм-Билль-Данн» ждут серьезные неприятности, если компания не докажет свою невиновность. Раньше ФАС ограничилась бы лишь предписанием об устранении нарушения, но сейчас компании грозит весомый штраф.
Причиной тому — принятый в мае 2006 года закон «О защите конкуренции». Согласно ему штраф может составить от 1% до 15% годовой выручки от реализации той продукции, по которой выявлено нарушение.
К тому же сейчас, перед выборами о росте цен говорят на самом высоком государственном уровне. Поэтому ФАС вполне может наказать производителей молока по-максимуму.
Юристы сомневаются, что молочные компании, подозреваемые в сговоре, стали бы подписывать какое-то соглашение между собой. Однако ФАС может построить свое обвинение на базе расчетов. «Шансы того, что ФАС докажет вину — немаленькие. Достаточно вспомнить, как путем расчетов был доказан сговор сотовых компаний в прошлом году, — говорит руководитель арбитражной группы компании «Вегас-лекс» Андрей Корельский. — Подобных дел сейчас пока что единицы, но их становится все больше и больше. ФАС необходимо реализовать планы по борьбе с инфляционными процессами».
«В данном случае дело с ВБД выглядит очень привлекательным с точки зрения громкого прецедента».
Правда, пока подобные действия властей не смогли привести к серьезному снижению цен. Однако эксперты считают, что данное дело может повлиять на ценообразование других молочных компаний. Кроме того, если ФАС проведет планомерную и длительную проверку других компаний, то это может привести к снижению инфляции в следующем году. «Если это не только имитация деятельности перед выборами, а системная работа, то ситуация с ценами на рынке в следующем году будет лучше. Чтобы такая работа была эффективна, ФАС надо пронаблюдать динамику цен во всей цепочке: от поставщиков сырья до магазинов», — резюмирует эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова.