Вскоре не останется законодательных препон для иностранных компаний, которые желают торговаться на российских площадках. Это связано с тем, что нормативная база для выпуска российских депозитарных расписок (РДР) сформирована на 95%.
«Единственное, что осталось сделать, — это принять документ, в котором будут указаны особенности ведения реестра РДР», — заявил заместитель начальника управления эмиссионных ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России Павел Филимошин, выступая на Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Поправки в закон «О рынке ценных бумаг», разрешающие иностранным эмитентам выпускать российские депозитарные расписки, вступили в силу в январе текущего года. Однако эти поправки не поставили точку в деле с РДР.
Необходимо было сформировать еще целый пакет документов, которые необходимы для размещения РДР, рассказывает юрист ИК «Финам» Сергей Грызунов. В частности, недавно были зарегистрированы три приказа Минюста, регламентирующие, например, порядок раскрытия информации о РДР, были внесены изменения в стандарты эмиссии ценных бумаг и т. д.
У РДР, как и у всех расписок, более сложная схема выпуска, чем у обычных акций. «Это связано с тем, что акции находятся все время в стране выпуска, а РДР — за границей. Поэтому для выпуска расписок необходимо участие двух банков», — поясняет ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Ольга Шкред. Один банк выпускает расписки на акции, которые находятся у другого банка — за границей. Оба должны иметь точные списки акционеров, которыми обмениваются с компанией-эмитентом. Это необходимо, например, для начисления дивидендов.
Привлечение иностранных эмитентов могла бы существенно повысить ликвидность российского фондового рынка, который пока меньше, чем в других развивающихся странах — Бразилии или Индии.
«У нас все основные обороты делаются на 12 голубых фишках», — сетуют специалисты.
Только вот иностранцам инициатива ФСФР по развитию инфраструктуры нашего фондового рынка не слишком интересна. Он проигрывает в сравнении с американским или британским. Главный отрицательный момент — его спекулятивность. Кроме того, пока в России нет крупных инвесторов. «Я не думаю, что будет высокий спрос, у нас на свои-то компании денег не хватает», — полагает Ольга Шкред. А ведь компания-эмитент при размещении планирует привлечь как можно больше средств. А это можно сделать только там, где спрос выше, и в этом отношении пока более привлекателен Лондон.
Основной круг эмитентов, которых могут заинтересовать РДР, составляют компании, действующие в России, но «прописанные» за ее пределами.
В первую очередь, это наши компании, разместившие несколько лет назад свои акции в Лондоне или Нью-Йорке в качестве офшоров, а теперь желающие ввести обращение бумаг в России, полагают эксперты. Среди них «Пятерочка», «Система», «Комстар», МТС, «Рамблер», «Евраз Групп», Amtel Vredestein и др. «Выпустив на свои акции РДР, российские компании-эмитенты диверсифицируют риск, а также пойдут навстречу регулятору, который старается максимально популяризовать наш рынок», — считает первый заместитель гендиректора компании «Атон» Сергей Рыбаков.
Но это могут быть и иностранные компании, действующие в России, говорит Грызунов.
Интерес к размещению бумаг на наших рынках могут проявить эмитенты с Украины, из Казахстана, Азербайджана и других стран СНГ, говорит руководитель аналитического департамента ИК «Совлинк» Михаил Армяков.
Например, казахские компании финансово устойчивы, но за рубежом они не так известны, как у нас в России, а потому вряд ли смогут привлечь там с помощью депозитарных расписок желаемое количество денег, считает Рыбаков.