Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Среднерусский лохотрон Сбербанка

Сбербанк начал замену сберкнижек на пластиковые карточки

Сбербанк начал замену сберкнижек на пластиковые карточки. Модернизация проводится в обязательном порядке, а малоимущие клиенты поставлены перед фактом, что должны платить за обслуживание «пластика».

Как стало известно «Газете.Ru», крупнейший банк России развернул активную кампанию по замене сберегательных книжек своих клиентов на пластиковые карты. В первую очередь это коснулось счетов, на которые приходят социальные пособия. «Чуть больше месяца назад увидела объявление — всем до конца 2007 года поменять сберкнижки на карты», — сообщила одна из наших читательниц из города Фрязино. На сберкнижку она получает детские пособия. Но, по ее сведениям, подобные предписания выдавались и пенсионерам.

Как только женщина перезаключила договор со Сбербанком, ее ждал ряд неприятных сюрпризов. «Я узнала, что будет ежегодная комиссия и даже плата за справку о наличности, — пожаловалась читательница. — Про комиссию оператор в банке сказала так: в конце года будут снимать 120–150 рублей, а в 2008 году — 250 рублей. А 15 рублей мне «списал» сам банкомат, когда я попросила справку об остатке на счете». Эти суммы вовсе не кажутся маленькими получателям детских пособий, размер которых составляет 150 рублей в месяц. «Ради чего у нас, малоимущих, последнее забирать?» — недоумевает читательница.

Вряд ли такой услуге обрадуются и пенсионеры: ведь за нее им придется выложить практически всю прибавку к пенсии в 300 рублей, которую пообещал им президент.

В головном офисе Сбербанка «Газете.Ru» не смогли прояснить ситуацию. В пресс-службе заявили, что не слышали о программе внедрения социальных пластиковых карт.

Между тем, как выяснила «Газета.Ru», замена на «пластик» идет не только в Подмосковье, но и как минимум во всем Среднерусском банке «Сбера», к ведению которого относятся еще и Брянская, Калужская, Рязанская, Смоленская, Тверская и Тульская области.

«Это будет дебетовая социальная карта платежной системы MasterCard Maestro», — рассказали в управлении банковских карт Среднерусского банка Сбербанка корреспондентам, которые представились клиентами. Правда, суммы комиссий там назвали несколько иные, чем читательница. «Обслуживание такой карты будет льготным, за первый и последующие годы плата за карту составит 50 рублей в год, — заверил консультант. — Снимать деньги с карты в банкоматах Сбербанка можно будет бесплатно. Также бесплатно можно будет узнать текущий баланс на карте, однако при желании получить справку о последних 10 операциях по карте с вас спишут 15 рублей».

Также, сообщил консультант, держателям карт Сбербанка предоставляется услуга «Мобильный банк». С ее помощью также можно узнать о состоянии счета. Сначала эта услуга бесплатна, но по прошествии трех месяцев начинает обходиться по 30 рублей в месяц, или 360 рублей в год.

Как рассказала читательница из Фрязино, ей при оформлении пластиковой карты сообщили, что эту услугу предоставляет компания «Мегафон». Этот оператор отзвонился ей и известил о постановке на учет.

В Среднерусском банке подтвердили, что менять книжки на карточки придется обязательно. «Замена проводится в обязательном порядке. Процесс растянут во времени, но рано или поздно переходить придется всем», — сообщили в управлении банковских карт. На каком основании это делается, выяснить не удалось. «Мы внедряем новые технологии, модернизируем систему. Вам же будет проще», — «утешил» консультант.

У банка едва ли есть законные основания для такой принудительной замены, отмечают юристы.

«Банк не может заставить клиента заключить с ним договор банковского счета — это принцип свободы договора, предусмотренный ст. 421 Граждаснкого кодекса РФ», — говорит юрист компании «Линия права» Владимир Святов.

Если бы «Сбер» сохранил условия обслуживания, вопросов бы не было. «Ни книжка, ни пластиковая карта сами по себе не влекут каких-то обязательств между банком и его клиентом. Они лишь внешняя форма управления банковского счета. Поэтому суть правовых отношений остается неизменной, несмотря на переход на «пластик», — объясняет руководитель юридического отдела группы компаний «Градиент Альфа» Константин Проничев. А вот законность введения комиссии можно оспорить. «Если банк начинает брать дополнительные деньги за выпуск и годовое обслуживание карт, то это является односторонним ухудшением условий договора со стороны банка, на основании чего клиент может в одностороннем порядке расторгнуть договор, — отмечает Проничев. — В любом случае об изменении тарифов клиент должен предупреждаться заблаговременно».

Погасить сберкнижку тем клиентам, кто отказывается от навязанной услуги, банк по своей инициативе не имеет права.

«Если клиент отказывается менять книжку на карту, это не может служить основанием для прекращения договора с ним», — заявляет Проничев. Конечно, банк тоже можно понять: после смены всего оборудования он технически не сможет работать со сберкнижками. «Но ограничение операций по счету, оформленному не картой, на основании лишь внутреннего документа банка незаконно», — уверен юрист.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор), отстоявшая интересы клиентов банка «Русский стандарт», жалоб на Сбербанк пока не получала. «Пока таких обращений к нам не поступало, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Роспотребнадзора. — Но, если жалобы от граждан появятся, мы будем разбираться, имеет ли место нарушение их прав». При обращении в Роспотребнадзор можно сослаться на закон «О защите прав потребителей», который запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других товаров. «Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), по закону «О защите прав потребителей» возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме», — напоминает Святов.

Впрочем, вполне возможно, что Среднерусский банк действовал не по распоряжению сверху, а по собственной инициативе. «К сожалению, руководство некоторых подразделений имеет совершенно иное видение развития услуг для населения, чем центральное управление. Они ставят свои бизнес-задачи и порой грешат злоупотреблением возможностей», — признал анонимный источник в Сбербанке.

Новости и материалы
На окраине Калуги уничтожили шесть украинских беспилотников
Россиянам пообещали, что шампанское к Новому году не подорожает
В правительстве Японии прокомментировали санкции США против Газпромбанка
Часть российского региона осталась без электроснабжения
Пожилой житель Таиланда сумел отбиться от крупного медведя
В Белом доме раскрыли, куда уехала Харрис после поражения на выборах
Британский полицейский не смог найти любовницу, несмотря на служебное положение
Россиянам рассказали, в каком случае сейчас выгодно покупать квартиру
Россиянам рассказали о важных деталях, на которые нужно обратить внимание при выборе отеля
В Кремле заявили, что российским войскам предстоит выйти на границы ДНР
Доброволец рассказал об использовании ВСУ жителей Курской области в качестве живого щита
Российские военные инженеры разминировали путь из Донецка в Селидово
В США раскритиковали Пентагон за слишком быстрое принятие на вооружение F-35
В Кремле заявили о необходимости регламентации трудовой миграции в России
Актеру Анатолию Белому вновь отказали в снятии статуса иноагента
Аналитик оценил вероятность дефолта в России
Врач объяснил, почему пациенты снова набирают вес после уменьшения желудка
США заменили авианосец на дежурстве в Японии
Все новости