В 2008 году ряд операторов фиксированной связи могут ввести еще один тарифный план – «социальный». Об этом заявил заместитель главы Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Виталий Евдокименко, сообщает «Прайм-ТАСС». Также чиновник отметил, что в 2008 году юридические организации получат возможность выбора тарифов — сейчас выбирать тарифы могут лишь частные абоненты.
В ФСТ данное заявление прокомментировать не смогли. Как удалось узнать «Газете.Ru», социальным тарифом — абонентская плата 150 руб., 150 предоплаченных минут — уже могут воспользоваться, к примеру, абоненты «Сибирьтелекома».
Однако 151-я и последующие минуты будут стоить 52 копейки, что значительно превышает стоимость минуты разговора по ранее введенным тарифам.
Напомним, что для абонентов — физических лиц возможность выбора тарифа появилась в 2007 году, хотя разговоры о введении разнообразных тарифных планов ходили еще с конца 90-х годов. Стоит отметить, что в принятом в 2003 году законе «О связи» упоминались лишь два вида тарифов – безлимитный и повременный. Комбинированный тариф был предложен лишь в 2006 году.
Тарификация не коснулась юридических лиц. «В соответствующих пунктах федерального закона «О связи» сказано только об обязанности оператора перед абонентами-гражданами», — пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» директор департамента по общественным связям «Связьинвеста» Олег Михайлов. Однако, по его словам, еще в конце сентября 2007 года правительство приняло постановление № 607, которое исключило из закона слова об «абонентах-гражданах» и уравняло в правах юридические и физические лица.
Пока неясно, будет ли социальный тариф введен во всех межрегиональных компаниях (МРК), входящих в общенациональный холдинг «Связьинвест». К примеру, в МГТС, как сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь компании Екатерина Невская, в качестве «социального» рассматривают комбинированный тариф, количество предоплаченных минут в котором было в сентябре 2007 года увеличено с 370 до 450 в месяц. Говоря о введении трех тарифных планов для юридических лиц, Невская отметила, что решение о размере этих тарифов принимается ФСТ. «Мы отправили туда все необходимые данные», — заявила пресс-секретарь «Связьинвеста».
Аналитики скептически оценивают перспективы социального тарифа. По словам аналитика ИК «Атон» Анны Курбатовой, этот тариф предназначен для малообеспеченных слоев населения. «Скорее всего, после его широкого введения количество пользующихся повременным тарифным планом сократится, однако ненамного – не более чем на 10%», — считает Курбатова.
По мнению эксперта iKS-Media Маргариты Зобниной, социальный тариф может отобрать до 20% пользователей у комбинированного тарифного плана.
«Решение о создании еще одного тарифа связано с желанием увеличить число людей, пользующихся оплаченными минутами», — считает аналитик AC&M Елена Саяпина. Иными словами, так операторы хотят сделать свои доходы более прогнозируемыми. Эксперт подчеркивает, что комбинированный план выгоднее для компаний, чем повременный. С ней соглашается и Маргарита Зобнина. По ее словам, сейчас происходит своего рода работа над ошибками, допущенными при внедрении тарифных планов.
По мнению Курбатовой из «Атона», на популярности социального тарифа скажется и наличие платы за смену тарифного плана. «Неясность с тем, надо ли платить за смену тарифного плана, которая остается в головах людей, может остановить желающих», — считает аналитик ИК «Атон».
Судя по всему, при том, что введение социального тарифа может оказаться неудачным, операторам придется его ввести, поскольку комбинированный тариф не принес ожидаемых результатов. Например, абонентам МГТС понравился самый дорогой из трех, безлимитный тариф. По данным компании, 52% абонентов выбрали «безлимитку», в то время как повременному тарифному плану отдали предпочтение 26% абонентов, а комбинированному — 22%.
В МГТС рассчитывали, что «безлимитку» выберут лишь 10–15% абонентов.
Больший оптимизм у аналитиков, опрошенных «Газетой.Ru», вызывает решение о создании трех тарифных планов для юридических лиц. По мнению Курбатовой из «Атона», эта мера сделает политику МРК гибче и даст им больше возможностей конкурировать с альтернативными операторами. «Однако между ними есть определенное разделение – МРК ориентируются на мелкие компании, в то время как альтернативные операторы работают со средним и крупным бизнесом», — считает аналитик. «Это вряд ли приведет к каким-то изменениям на рынке», — считает Зобнина из iKS-Media. По ее мнению, компании, чтобы удержать наиболее крупных и доходных игроков, пойдут на какие-то индивидуальные решения в рамках системы тарифов, созданной ФСТ.