Перечень товаров и услуг, покупаемых государством через аукционы, должен быть расширен в четыре раза, считают в ФАС. «До 80% товаров и услуг по госзакупкам должно размещаться на аукционах», — заявил начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев на пресс-конференции во вторник. Соответствующие поправки в правительственный акт, по словам Евраева, уже находятся в стадии согласования с заинтересованными ведомствами. Сейчас перечень наименований, подлежащих закупке государством на аукционах, охватывает 20-25% товаров и услуг.
Расширять перечень планируется за счет высокотехнологичных товаров.
«Все строительство будет по аукционам, — пояснил «Газете.Ru» Евраев. — Не войдут в перечень услуги НИОКР, работа, связанная с дизайном, проектированием, медицинские услуги».
Вообще, работы и услуги будут в основном выбираться по-прежнему посредством конкурсов. «Эстетику или творчество нельзя прописать заранее. Конкурс или аукцион определяется на основании того, можно ли заранее задать параметры качества. Если можно — аукцион, если нельзя —
конкурс», — поясняет логику ФАС Евраев.
Процедура размещения заказов на товары и услуги для государственных и муниципальных служб через аукционы была введена 1 января 2006 года. Ее основная цель — побороть коррупцию, связанную с госзакупками. Ведь «откат», который получали российские чиновники при заключении сделки, по словам руководителя экспертного управления администрации президента Аркадия Дворковича, мог достигать 50-60% объемов бюджетных средств. Прозрачная процедура аукциона, таким образом, должна была удешевить закупки, поскольку главный критерий, по которой определяется победитель аукциона, — предложенная им скидка, которую государство может получить от рыночной цены.
Введение аукционов, по оценке ФАС, повысило эффективность расходования бюджетных средств на госзакупки на 6,5% на федеральном уровне и на 11% — на уровне субъектов федерации.
Среднее завышение цен по госзакупкам в 2006 году составило 15-16%, заявил во вторник председатель комиссия Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков. «Можно ожидать, что в текущем году результаты будут лучше», — обнадежил он. В Татарстане, приводит пример Евраев, закупки тех же товаров, работ или услуг по аукционам на 20% дешевле, чем по конкурсам. «Хороший пример — Росздрав, где только по одному лоту цена с 1,38 млрд рублей на аукционе снизилась примерно до 550 млн рублей. Вот именно этим и отличаются конкурсы от аукционов. По нашим оценкам, после того как механизм аукционов заработает в полную силу, экономический эффект может составить до 1 трлн рублей экономии ежегодно», — говорит Евраев.
Предложение ФАС расширить покупки государства через аукционы поддерживается экспертами. «Сама по себе идея расширить список продуктов по госзакупкам на аукционах очень хорошая. Это приносит выигрыш бюджету», — говорит заместитель директора института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева. Однако организация любого аукциона требует денежных затрат, напоминает она. «Кроме того, это технически сложно. Поэтому необходимо чтобы госзакупки проводились большими партиями, а не дробились на 100, 200 мелких партий, как это часто происходит сейчас», — считает эксперт.
Главное, не переборщить с повсеместным введением аукционов для госзакупок, предостерегает главный экономист компании Merrill Lynch Юлия Цепляева. «В самой идее аукционов нет ничего плохого, но доведенная до абсурда она может стать тормозом развитию. Если коробку скрепок министерство будет закупать по аукциону, это будет смешно», — иллюстрирует мысль эксперт.
Однако в ФАС с такими рассуждениями не согласны. «О проведении конкурса нужно сообщать за 30 дней, о проведении аукциона — за 20 дней. И кто кого будет «тормозить»?
Аукционов многие чиновники боятся только потому, что это прозрачная процедура», — убежден Евраев.