Главный офис Альфа-банка сегодня навестили сотрудники МВД с обыском. В банке этого не отрицают. «Альфа-банк подтверждает факт выемки документов из головного офиса, который был проведен сотрудниками правоохранительных органов», — говорится в официальном сообщении банка. Банк подчеркивает, что изъятые документы имеют отношению исключительно к счетам одного из банковских клиентов. Альфа-банк проходит по делу, в рамках которого проведен обыск, в качестве свидетеля, и в «следственном комитете не имеется в производстве уголовного дела в его отношении», подтверждает Следственный комитет МВД.
Изъятие документов проводится в рамках расследования уголовного дела о преднамеренном банкротстве Содбизнесбанка, пояснили в СК МВД. 4 сентября силовики предъявили первое обвинение в рамках расследования уголовного дела о банкротстве банка ныне действующему председателю правления Прадо-банка Денису Давыдову. Давыдов в 2003 году занимал пост первого заместителя председателя правления Содбизнесбанка.
«В ходе расследования установлено, что в 2003 году бывший первый заместитель председателя правления ООО КБ «Содбизнесбанк» Денис Давыдов умышленно вывел из него денежные средства в сумме более 3 млрд рублей, приобретя неликвидные векселя фиктивных юридических лиц.
В результате его действий ООО КБ «Содбизнесбанк» впоследствии был признан банкротом и не смог удовлетворить требований нескольких тысяч кредиторов», — сообщает СК МВД.
За легализацию доходов, полученных преступным путем, 13 мая 2004 года Центробанк отозвал у Содбизнесбанка лицензию. Но защитить интересы кредиторов регулятору не удалось. Временная администрация в течение двух недель не могла войти в банк. Сделать это удалось лишь при участии ОМОНа. Но к тому времени оказалось, что Содбизнесбанк успел вывести большинство своих активов.
История с Содбизнесбанком стала стартовой точкой кризиса, поразившего российскую банковскую систему летом 2004 года.
Следом за отзывом лицензии у Содбизнесбанка начались проблемы у банка «Кредиттраст», так как появились сведения, что они оба имеют одного владельца. В конце мая крупнейшие банки закрыли «Кредиттрасту» позиции на рынке межбанковских кредитов, 3 июня он заявил о самоликвидации, а 24 июня у банка была отозвана лицензия. К моменту банкротства ликвидные активы «Кредиттраста» также почти полностью были заменены на векселя эмитентов с «неизвестной платежеспособностью»: по данным аудита, всего за три недели, с 1-го по 24-е июня, из банка было выведено средств на 5 млрд 629 млн 630 тыс. рублей.
Отзывы лицензий у Содбизнесбанка и «Кредиттраста» породили панику на рынке, которую усугубили заявления денежных властей. Еще в мае 2004 года глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков заявил, что в нарушении закона о противодействии отмыванию преступных доходов подозреваются десять банков: через них проходят нелегальные финансовые средства, и они скрывают информацию о подозрительных сделках. По рынку начали ходить слухи о наличии черного списка банков, которые могут стать следующими жертвами контролирующих органов. Банкиры перестали доверять друг другу, рынок межбанковских кредитов практически встал, банки стали испытывать проблемы с ликвидностью, и вкладчики побежали изымать из них деньги. Следствием стал ряд банкротств кредитных организаций. Проблем не избежали даже крупнейшие банки.
Банкротство Содбизнесбанка и «Кредиттраста» повлекло за собой также целую череду смертей, убийств и исчезновений людей.
Через две недели после банкротства «Кредиттраста» скоропостижно скончался зампред правления банка Владислав Нечаев, который, по данным ЦБ, участвовал в выводе активов из банка. Через год, в октябре 2005 года, в Подмосковье был расстрелян бывший теневой владелец Содбизнесбанка и «Кредиттраста» Александр Слесарев с женой и дочерью. Это убийство до сих пор не раскрыто. В декабре 2004 года исчез Дмитрий Плытник, владелец банка «Национальный капитал», в который, в частности, выводились средства из Содбизнесбанка и «Кредиттраста».
Многие участники банковского сообщества сразу после убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова в сентябре прошлого года также связывали это преступление с отзывом лицензий у Содбизнесбанка и «Кредиттраста».