Психолог объяснила, почему импульсивные покупки характерны для людей с низким достатком

Психолог Попова: у людей с разным уровнем дохода отличается финансовое поведение

Люди с высоким уровнем дохода обычно имеют долгосрочные (стратегические) цели, в то время как люди с низким и средним уровнем достатка действуют более импульсивно и ситуативно, не задумываясь о последствиях. Стратегическое мышление отличает состоятельных людей от малоимущих, которым обычно присуще оперативное, рассказала «Газете.Ru» Мария Попова, нейрокоуч ICF и психолог.

«Импульсивные покупки, а не поведение, которое заставляет делать эти покупки. Важно смещать фокус от общего к частному и работать не со следствием, а с причиной», — объяснила она.

Те, кто живут в достатке, обычно фокусируются на процессе формирования капитала и инвестициях, тогда как менее состоятельные люди могут быть более склонны к эмоциональным решениям, действуя по принципу: «все или ничего». В погоне за быстрым результатом они избегают процесса (в котором и заключается главный аспект богатства).

На поведение потребителей, особенно тех, кто не имеет четкого понимания своих финансовых целей, может существенно влиять реклама.

Люди, которые не имеют своих финансовых целей, обслуживают чужие. В этом и есть фокус рекламы. Реклама — это способ заставить людей нуждаться в том, о чем раньше они даже не знали. И это именно то, что отделяет человека от его денег.

«Единственное, что может остановить человека от импульсивных покупок — осознанность. Попробуйте обосновать смысл покупки не рекламным слоганом, а своими словами. Например, ответив себе на вопросы: а мне это зачем? а что изменится в моей жизни, если я это куплю? а что будет, если я это не куплю? а как эта покупка повлияет на мою жизнь? а кем я себя почувствую, благодаря этой покупке?» — объяснила она.

Эти вопросы, заданные себе перед приобретением товара по акции, помогут сделать правильный выбор, который будет работать на вас: ваш бюджет и уровень жизни, а не наоборот.

На финансовые решения влияет уверенность в себе и в своих возможностях. Люди с высокой самооценкой могут легче принимать решения о покупке, основываясь на своих ценностях и желаниях, а не на давлении со стороны рекламы, скидок и мнения окружающих. Они не гонятся за последним предложением, они уверены в себе и в том, что могут заработать на полную стоимость и покупать тогда, когда им комфортно, а не тогда, когда им скажут. Скидки и распродажи давят на людей с низкой самооценкой и будто говорят: ты никогда не сможешь заплатить полную стоимость, потому беги и покупай, пока дают. Они указывают на финансовый уровень, возможности и время, когда и что нужно покупать по скидке.

Импульсивная покупка — это ограничивающее убеждение человека о себе: «Это все, что я могу себе позволить».

Осознанная покупка — это выбор уверенного в себе человека, для которого покупка любой стоимости становится развивающей и мотивирующей задачей.

«Также важную роль играет отношение человека к деньгам. Чем ниже доход, тем больше обычно негативных установок: деньги воспринимаются как зло, которое портит людей. Тогда человек спешит избавиться от них. А люди с достатком видят деньги как инструмент для достижения целей. Малоимущие думают, что их жизнь зависит от денег, у состоятельных, наоборот, деньги зависят от их жизни. Также малоимущие люди убеждены, что деньги портят людей, тогда как обеспеченные считают, что людей портят их пороки, а не деньги. Это различие в восприятии может сильно влиять на финансовые привычки и поведение», — подчеркнула психолог.

Ваши деньги — это отражение вашего мышления. Либо вы управляете ими осознанно, либо бессознательные привычки управляют вами. Осознанное отношение к финансам — это не просто про материальное благополучие, это про власть над своей жизнью. Когда вы контролируете свои деньги, спонтанные траты превращаются в стратегические инвестиции в ваше будущее, резюмировала Попова.

Ранее российские компании сообщили о массовой демотивации сотрудников, особенно — среди зумеров.

Что думаешь?
Загрузка