Работающий подросток — это новый, важный шаг на пути превращения ребенка во взрослого человека. Прежде всего, родителям стоит помочь ребенку выстроить график его новой жизни. Об этом «Газете.Ru» рассказала заместитель директора по сопровождению, благополучию и карьерному развитию школы «Новый взгляд», подростковый и семейный психолог Ирина Гришина.
«Работа может занимать значительную часть его времени, которое раньше была наполнено, возможно, важными для ребенка делами. Выстраивание нового графика имеет смысл начинать с отведения времени на базовые задачи: приемы пищи, выполнение домашних заданий, время на отдых. Увлекаясь новыми перспективами, подросток может, например, просто забыть поесть или мало времени заложить на сон, неправильно рассчитать время на учебу и работу. Задача родителей в этом случае — помочь ребенку составить график, в котором будут учтены его главные потребности и обязанности. Важно следить за его самочувствием, поскольку ребенок может все успевать, но быть в перенапряжении и чувствовать себя нехорошо», — объяснила она.
В случае, если родители заметили, что подросток стал нервным или агрессивным и это состояние не проходит в течение нескольких дней, то, конечно же, необходимо принимать меры. Взрослым стоит поговорить с ребенком, обсудить то, что происходит, и прийти, например, к общему выводу, что работать сейчас не стоит или по крайней мере необходимо снизить нагрузку. В идеальной ситуации — ребенок должен чувствовать себя хорошо, успевая делать все, что запланировано.
«Второй важный момент, на который должны обратить внимание взрослые, это соблюдение прав ребенка на рабочем месте. Прежде всего, необходимо ознакомиться с законодательством, разобраться, сколько часов в день может работать подросток, какие есть ограничения, и соблюдает ли работодатель, с которым сотрудничает ребенок, все эти требования», — добавила эксперт.
Хорошо, когда родители знают и понимают, что происходит с ребенком на работе. У ребенка и родителя должно быть время, когда они имеют возможность доверительно пообщаться. Взрослые, задавая различные вопросы, смогут выяснить, что происходило в течение дня, какие ситуации возникли, в чем были сложности.
«С одной стороны, родители дают ребенку возможность высказаться, с другой — помогают ему увидеть многие вещи, которые подросток пока из-за своей неопытности не замечает и не обращает на них внимание. В силу возраста дети не обладают еще способностью мыслить системно, они не могут смотреть на ситуацию «сверху», что, конечно же, влечет за собой какие-либо поведенческие или ситуативные ошибки и заблуждения», — подчеркнула специалист.
Кроме того, родители должны проговорить со своим ребенком в начале его трудовой деятельности, что точно не должно происходить на рабочем месте. Красные линии, о которых необходимо упомянуть: работодатель не должен давить, кричать, заставлять делать какие-то неправомерные действия, подталкивать к переработкам, нарушать физическую неприкосновенность ребенка, вынуждать делать тяжелую работу. Это важно для того, чтобы ребенок понимал, какие отношения на работе являются нормой. Обязательно стоит упомянуть, что в случае возникновения подобных ситуаций родитель — это тот человек, к которому ребенок может обратиться для решения проблемы. При возникновении таких ситуаций взрослому уместно вмешаться в рабочий процесс.
«Но если речь идет о сложностях ребенка в общении на рабочем месте, то в этом случае родителю, наоборот, не стоит вмешиваться. Подросток проходит новый для себя этап социализации, в котором, в отличии от общения с друзьями или преподавателями в школе, в приоритете находятся уже другие роли и законы взаимоотношений. Выяснив, что на работе сложилась конфликтная ситуация, родитель может аккуратно на примере случаев из собственной жизни объяснить то, как стоит поступить и что необходимо сделать. Но точно не стоит перегружать подростка подробностями своей биографии, дети очень часто отталкивают такую информацию и именно здесь начинают рушиться детско-родительские отношения. Если конфликтную ситуацию не получается решить самостоятельно, можно предложить ребенку поработать с психологом, который сможет ему помочь в понимании ситуаций и в поиске способов их решения», — резюмировала психолог.
Ранее родителям ответили, стоит ли бить тревогу, если ребенок постоянно сидит в телефоне.