Все дети с речевой задержкой делятся на здоровых и нет. Здоровые дети всегда заговорят и сравняются со сверстниками — кто раньше, кто позже. Но чтобы заговорил ребенок с патологией, нужны специальные вмешательства. Об этом «Газете.Ru» рассказала детский невролог сети клиник «Семейная» Любовь Некрасова.
«Поэтому первое задача невролога на приеме — отделить здоровых от нездоровых», — объяснила она.
Если же выявлена патология, то в подавляющем большинстве случаев их всего две: нарушения слуха и расстройство аутистического спектра.
«В первом случае речь не формируется из-за того, что звуки ребенок слышит искаженно и не может их правильно воспроизвести. Во втором случае нарушена сама основа, смысл речи — коммуникация. Не испытывая потребности в коммуникации, ребенок не развивает речь, она ему просто не очень нужна», — заявила врач.
По слова невролога, попытки родителей самостоятельно разобраться в этом обычно неудачны, поскольку снижение слуха может быть не грубым, а расстройство аутистического спектра у детей трудно увидеть не специалисту.
«РАС может выглядеть совсем не так, как это описывают в многочисленных статьях в интернете. Поэтому, если ваш ребенок в 1,5-2 года не говорит вообще или говорит 1-2 слова, или ребенок 3-4 лет говорит, но настолько искаженно, что его с трудом понимают даже близкие — необходимо обратиться к врачу», — добавила эксперт.
При нарушении слуха ребенку делают слуховые аппараты, иногда проводят оперативное лечение. При РАС — назначается специальная поведенческая терапия — АВА терапия, Денверская модель раннего вмешательства. Терапия проводится в специальных центрах, обычные логопеды дефектологи, нейропсихологи этого не делают.
«Если ребенок совершенно здоров, то первое, что нужно сделать, — это социализация. Самый работающий метод. Обычно это детский сад. Ребенок оказывается в коллективе, где его не понимают так, как дома, ему приходится напрячь все силы, чтобы общаться, доносить свои просьбы и пр. Помимо этого, в 3-4 года у ребенка появляется и активно развивается потребность в партнерской игре со сверстниками, для которой очень нужна речь. Второе — логопед. Он обычно требуется попозже, когда речь уже появилась, но ребенок отстает в звукопроизношении», — добавила она.
Невролог отметила, что здоровые дети, начавшие говорить поздно, могут очень быстро сравняться со сверстниками — так происходит чаще всего, но не всегда.
«Нередко поздняя речь является сигналом определенных особенностей ребенка. У таких детей даже с логопедической поддержкой позже развиваются все этапы и виды речи, как устной, так и письменной. У них чаще бывает дислексия и дисграфия. Они чаще вынуждены продолжать занятия с логопедом даже в школе», — подчеркнула специалист.
Предотвратить это нельзя, констатировала врач.
«Можно улучшить, но не предотвратить. Значительной разницы при раннем начале занятий не будет. Некоторым утешением может послужить то, что такие дети обычно успешны в точных науках», — заявила Некрасова.
Невролог также рекомендовала избегать логопедов, которые сами, без консультации врача, назначают медицинское обследование (ЭЭГ, УЗДГ), рекомендуют дополнительно заниматься с нейропсихологом, а также делают упор на такие методики, как массаж языка, артикуляционных мышц — эти методы не работают.
Ранее психолог дала советы, как улучшить память.