К конкретному планированию будущего, включая образование и развитие интересов, стоит приступать, когда ребенок начинает проявлять собственные предпочтения и способности. Об этом «Газете.Ru» рассказала психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасия Екушевская.
По ее словам, родители должны поддерживать интересы ребенка, а не навязывать свои ожидания. Идея в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свой потенциал, а не пытаться формировать его будущее за него.
«Направлять детей на определенную профессию с раннего возраста — двоякий процесс. Важно понимать, что дети развиваются индивидуально и их интересы могут меняться со временем. Ранняя специализация может быть полезной, если она соответствует склонностям и интересам ребенка. Однако она может оказаться и контрпродуктивной, если будет основываться только на желаниях и ожиданиях родителей», — подчеркнула эксперт.
Поэтому, отметила психолог, важно поддерживать разностороннее развитие ребенка, давая ему возможность исследовать разные сферы и интересы. Лучше всего сосредоточиться на развитии общих навыков — критического мышления, творчества и коммуникативных способностей, которые будут полезны в любой профессии. Важно обращать внимание на то, чем ребенок увлекается самостоятельно, что вызывает у него живой отклик и желание заниматься этим дольше.
«Когда дети проявляют повышенное внимание и целеустремленность в определенной деятельности, у них начинается осознанное увлечение ею. Это может быть заметно по тому, как ребенок возвращается к конкретному занятию снова и снова, углубляется в детали, задает вопросы и испытывает эмоциональный подъем», — рассказала психолог.
Один из наиболее важных инструментов — наблюдение за реакцией ребенка на успехи и неудачи в своих увлечениях. Если он продолжает заниматься даже после неудач и испытывает радость от обучения и самосовершенствования, это хороший знак того, что увлечение является осознанным и глубоким.
«Родителям в этот момент важно не только замечать и поддерживать эти интересы морально, но и создавать условия для их развития: предоставлять доступ к ресурсам, обучающим материалам, возможностям для практики и общения с единомышленниками. Однако важно и не давить на ребенка», — подчеркнула она.
Распознать предрасположенность к определенным специальностям можно через внимательное наблюдение за интересами, способностями и реакцией на разные виды деятельности.
«Здесь важно отличать простое увлечение от глубокой предрасположенности. Первое может быть временным и изменчивым, а в стабильном интересе и естественной склонности к конкретному виду деятельности проявится уверенная склонность к ней», — резюмировала эксперт.
Ранее психолог опровергла распространенные мифы о подростковом возрасте.