Современные дети выросли в условиях, когда любая информация им доступна, в то время как старшее поколение привыкло к тому, что все знания достаются более долгим, опытным путем. Младшему поколению непонятна ценность экспертности взрослых. Кроме того, они привыкли действовать гораздо быстрее. Психолог, руководитель направления профориентации и развития подростков образовательной компании MAXIMUM Education Ирина Гришина рассказала «Газете.Ru» об основных отличиях между современным и старшим поколением.
«Старшее поколение делает ставку на знания, а младшее считает, что знания и навыки — это то, что быстро приобретается и меняется. Также дети быстрее осваивают все технологические новинки, а родителям уже труднее адаптироваться к изменениям. Однако для более взрослых людей это даже является плюсом в быту, поскольку они могут попросить ребенка разобраться в том, как работает гаджет или программа. Родителям нужно показывать на практике, в чем плюс экспертных знаний. Отличным примером в этом контексте является кулинария. Хотя в интернете можно найти любой рецепт, но опытная хозяйка может приготовить блюдо по-своему, лучше, чем в рецепте, поскольку у нее есть свои секреты. Так родители могут показать ребенку, как благодаря опытным знаниям можно сделать что-то лучше», — объяснила она.
Второе отличие — многие родители переживают из-за того, что их ребенок слишком много времени проводит онлайн. Прежде всего стоит отметить, что общение онлайн не отменяет очного общения, они должны быть взаимодополняемы. Если же ребенок совсем не общается с ровесниками офлайн, на это есть свои причины, которые должны быть выяснены.
«Подростки видят ряд преимуществ в общении в сети. Во-первых, оно проще. Личное общение сложнее. Хотя многим детям оно дается легко, другим гораздо сложнее. В таких случаях интернет открывает новые возможности общения. К общению в онлайне стоит относиться с уважением, а не занимать резко отрицательную позицию. Однако важно узнать, с кем именно общается ребенок. Если же у подростка есть проблемы с личным общением, то родитель сможет тут помочь, выяснив причину. Зачастую дети предпочитают общение в интернете после переезда, поскольку на старом месте у него остались друзья, а новых он принимать не хочет. В этом случае надо помочь ребенку создать ситуации знакомства со сверстниками: находить лагеря, в которых он может подружиться с ребятами или кружки, в которых будут люди с такими же интересами», — рассказала психолог.
Третье отличие — разница в отношении к ментальному здоровью. Современные дети учатся понимать свои чувства, отстаивать их, защищать. И это хорошо. Однако родители не всегда понимают такое внимательное отношение к своим чувствам, считая его слишком щепетильным. Но тут родителям даже можно поучиться у детей бережному отношению к своему ментальному здоровью.
«Если вы считаете, что ваш ребенок преувеличивает свои эмоции, лучше отнестись к ним внимательнее. Например, подросток говорит, что у него депрессия. Даже если клинического заболевания у него нет, таким образом он все же выражает ту боль, которая у него накопилась. К этому стоит отнестись внимательнее и разобраться, что происходит с ребенком. Однако и свои границы родитель тоже должен отстаивать и не идти на поводу у ребенка, если он таким образом пытается избежать выполнения домашних дел, например», — резюмировала Гришина.
Ранее психолог объяснила, что делать, если ребенок не может втянуться в учебу.