Почти каждый седьмой родитель в России (13,9%) относится отрицательно к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это следует из опроса, проведенного компанией «Актион Образование» (входит в группу Актион), который есть в распоряжении «Газеты.Ru».
Около половины опрошенных родителей (49,3%) считают, что при наличии в классе ученика с инвалидностью, учитель тратит на него больше внимания, обделяя остальных школьников.
Еще 40% респондентов среди родителей полагают, что такие дети могут мешать одноклассникам учиться. Пятая часть опрошенных высказалась, что дети с ОВЗ должны заниматься отдельно от остальных.
Учителя и руководители образовательных учреждений, принявшие участие в опросе, проявили к детям с инвалидностью большую толерантность. Только 6,5% ответили, что относятся к таким учащимся негативно. Отрицательное отношение они объяснили тем, что детям с ОВЗ нужно уделять больше внимания. Часть учителей рассказали, что школы не приспособлены для обучения таких детей.
Каждый четвертый педагог отметил, что в его образовательной организации есть родители, которые настроены отрицательно к учащимся с ОВЗ.
Большинство учителей (84,9%) заявили, что проводят с учащимися беседы на темы инклюзии (включение людей с ментальными и физическими особенностями. — «Газета.Ru») и рассказывают им об особенностях людей с ОВЗ.
В опросе приняли участие 618 родителей и 416 учителей из разных регионов России.
Как объяснила психолог компании Яна Юдина, негативное отношение родителей к детям с ОВЗ, вероятнее всего, связано с недостатком информации, а также кадрового и материально-технического обеспечения образовательных организаций.
«Если нет системного просвещения на эту тему, то представления родителей о школьниках с особенностями развития остаются расплывчатыми, во многом основанными на скандальных историях в СМИ и слухах. Ребенок с ОВЗ в их глазах — это обязательно школьник со множественными нарушениями, включая интеллектуальные, а вовсе не соседская девочка со слабым зрением или трудностями в произношении и счете», — прокомментировала Юдина результаты опроса.
Психолог подтвердила, что ситуации, когда учитель уделяет больше внимания ученику с особенностями возможны, если этот ребенок не получает помощь ассистента и в школе отсутствует необходимое оборудование.
При этом специалист отметила, что в последнее десятилетие эксперты наблюдают положительную динамику в развитии инклюзии в школах: учителей направляют на повышение квалификации, педагоги ведут просветительскую работу с учениками.
Ранее эксперты рассказали, как работает инклюзивное образование в России.