В России около 1,5 млн детей (3-6%) сталкиваются с дискалькулией — трудностью в понимании математики, рассказал в беседе с «Газетой.Ru» научный сотрудник МФТИ и аспирант ВШЭ, эксперт математической программы «Калькулярис» Никита Отставнов. Как объяснил эксперт, дети с дискалькулией воспринимают цифры как абстрактные понятия, не связанные с точным количеством предметов. При этом Отставнов уточнил, что дискалькулия — не заболевание, которое может пройти само по себе. Особенность возникает у некоторых детей из-за изменений в задней теменной доле мозга, которая отвечает за пространственное мышление, восприятие чисел и т.д.
«У детей с этой особенностью нередко наблюдаются проблемы с ориентированием в пространстве, считыванием времени и дат, сложности в запоминании номеров телефонов и других числовых рядов, бывают проблемы и в эмоциональной сфере», — подчеркнул Отставнов.
Такие дети не могут примерно оценить число предметов, сопоставить числа (какое из них больше, а какое — меньше), сопоставить цифру и количество предметов, которое она обозначает. Они трудно складывают или вычитают столбиком, долго считают, делают это на пальцах, не могут расположить числа на числовой прямой.
По словам ученого, регулярные занятия математикой могут помочь в коррекции дискалькулии. Но эти занятия должны быть правильно организованы: преимущественно в игровой форме в малой группе.
Чтобы корректировать особенность, педагоги и психологи советуют как можно больше играть в лото, домино, бинго. Использовать арифметические весы, нумикон, лего (сколько деталей сложить, чтобы получилась высокая башня?), тетрис. Еще один способ победить дискалькулию — изучать математику через литературные произведения: например, читать «Может, нуль не виноват» Ирины Токмаковой или «Заниматику» Георгия Юдина.
Важно включать в досуг игры, которые помогают ориентироваться в пространстве: например, нарисовать карту и пуститься на поиски клада, делая 5 шагов влево, 3 вправо.
Еще один способ тренировать математические способности — решать задачи с цветными карандашами: раскрашивать условия разными цветами: слова «больше» или «меньше» — одним, числа — другим, знаки — третьим.
Ранее педагог Величенкова рассказала, как помочь ребенку преодолеть страх перед математикой.