Одни — через лес за махоркой. Почему в книгах дети прошлого свободнее современных

Психолог Демина объяснила, почему от современных детей родители меньше требуют

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), больше половины россиян убеждены, что современные дети живут в более опасное время (58%), чем они сами. Особенно это заметно, если перечитать детские книги, написанные в прошлом веке. Корреспондентка «Газеты.Ru» собрала несколько типичных для того времени произведений, а психолог прокомментировала их.

В соседнее село за махоркой деду: К. Паустовский, «Стальное колечко»

Героиня этого небольшого, входящего в школьную программу по литературе рассказа – девочка по имени Варя. Судя по тому, что школа в книге не упоминается, лет Варюше немного. Что, впрочем, не мешает деду Кузьме отправить ее холодной зимой в соседнее село Переборы за махоркой.

После девочка идет смотреть на поезда, знакомится с двумя бойцами и получает в подарок стальное колечко. То есть, нарушает все мыслимые и немыслимые правила безопасности, которым учат современных детей.

Можно предположить, что девочка еще и ведет хозяйство – родители в рассказе не фигурируют, а дед Кузьма хворает и почти не слезает с печи. При этом история – вовсе не о детском одиночестве или невыполнении родительских обязанностей, а о вере в чудеса и победе весны над холодной зимой.

В школу через лес: А. Линдгрен, «Мы все из Бюллербю»

Семилетней Лизи из шведского села Бюллербю повезло значительно больше Варюши – она живет вместе с папой, мамой, братьями и служанкой Агдой. Впрочем, забот у нее и остальных детей деревни хватает – убрать дом, прополоть репу, сбегать в лавку за колбасой и рафинадом в соседнее село.

Школа, куда дети ходят каждый день, тоже неблизко, приходится идти через лес. Однажды ребята чуть не замерзают по пути домой, хорошо, папа Лизи решает все-таки их встретить и расчистить путь снежным плугом. Развлечения героев тоже не относятся к разряду безопасных – одна ночевка на водяной мельнице чего стоит.

Впрочем, самостоятельностью отличаются все дети в книгах Линдгрен – от хулигана Эмиля до отважной шестилетней Кайсы, которая отправляется зимой торговать на рынок марципановыми свинками (в некоторых переводах они выступают как мятные леденцы), потому что бабушка подвернула ногу.

Но самый отважный и самостоятельный шведский ребенок – сказочно сильная девятилетняя девочка Пиппи (в более известно варианте перевода имя звучит как Пеппи, но на шведском оно произносится через «И») Длинныйчулок, живущая в огромном доме совершенно одна, если не считать лошади и обезьянки.

На даче с печкой и колодцем: Н. Носов, Рассказы

В детстве рассказы про Колю и его друга Мишку кажутся невероятно смешными, во взрослом же возрасте многие сцены вызывают недоумение.

Например, как можно оставить двух детей младшего школьного возраста на даче одних и объяснить, что воду надо брать из колодца, а еду – готовить в печке («Мишкина каша»)?

Почему двое детей самостоятельно едут на электричке из деревни («Дружок») или отправляются зимой в лес за елкой, чтобы срубить ее топором и дотащить до дома? На этом фоне попытка уйти без спросу из дома и покататься на метро кажется просто детской шалостью, за которую героев даже и не ругают («Метро»).

Сам по себе мальчик, свой собственный: Э. Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»

Детский психолог Людмила Петрановская в своей статье про травмы поколений называет дядю Федора символом поколения «детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей».

Выросший у инфантильных и беспомощных папы и мамы мальчик в четыре года умеет читать, в шесть – сам себе варит суп и выбирает место жительства в деревне Простоквашино с котом и собакой. Вряд ли Успенский закладывал в сказку такой трагический смысл, но взрослыми папу-подкаблучника и маму, ведущую себя как маленькая девочка, назвать действительно сложно.

В рассказах Носова взрослых практически нет

Детский психолог Катерина Демина рассказала, что отношение к детям и список требований к ним сейчас и даже несколько десятилетий назад были совершенно разными. В жизни взрослых было много ежедневной и довольно тяжелой рутины, и чем быстрее дети становились самостоятельными, начинали помогать по дому и сидеть с младшими братьями и сестрами, тем лучше.

«Воспитание сводилось к довольно простому списку требований: слушаться старших, желательно, беспрекословно, хорошо учиться и быстрее встать на ноги. Это, конечно, находило отражение в литературе – как и в бытовых деталях, так и в заложенных установках: вести себя как взрослый и ответственный человек, стоически выносить сложности и уметь приносить себя в жертву», – объяснила Демина.

Психолог рассказала, что современные дети взрослеют гораздо позже, у них меньше обязанностей (посуду моет посудомоечная машина, еду доставляет курьер, а младшего брата из сада подростку вообще не отдадут) и больше времени на то, чтобы определиться, чего они хотят в жизни, но и больше контроля: надо постоянно быть на связи, не уходить дальше двора.

По словам психолога, приключения книжных героев, которые сами топят печь или ходят в школу через лес, нынешние дети воспринимают просто как вымышленные истории, интересные или нет.

Интересно, что при этом в некоторых книгах даже прошлого века присутствуют понимающие родители, которые принимают участие в жизни ребенка. В тех же «Денискиных рассказах» мы видим и папу, и маму, а в рассказах Носова взрослых практически нет.

Поделиться:
Загрузка