Николаю Караченцову удавались все роли – гангстеры и благородные дворяне, парни со двора и советские интеллигенты в свитерах грубой вязки, жестокие злодеи, трогательные герои и даже ковбои. Что не так часто случается с актерами его типа внешности – узнаваемой из миллиона, острохарактерной в предельном смысле слова. Еще с 80-х он был, что называется, народным артистом – входил в дома с экранов телевизоров и в души – с экранов кинотеатров, на него – как на бродвейскую звезду – шли в театр «Ленком», которому он оставался верен всю жизнь.
В 2004 году он несся на автомобиле в Москву, узнав о смерти тещи. После страшной аварии долго балансировал на грани жизни и смерти. После долго реабилитировался – и добился в этом большого успеха. Но, к сожалению, недостаточного для того, чтобы на вернуться сцену и на экран. Тем не менее, его талант и работоспособность не остались забыты: любая картина – будь то «Старший сын», «Дежа вю» или «Человек с бульвара Капуцинов» и любая постановка, в которой он принимал участие, – от «Юноны и Авось» до «Поминальной молитвы» — до сих пор имеют статус легендарных и собирают большую аудиторию, в зале или у экрана.
27 октября Николаю Караченцову исполнилось бы 75 лет.