Мариинский театр в четверг и пятницу представит премьеру оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в рамках проходящего в Санкт-Петербурге фестиваля «Звезды белых ночей 2021».
И 17, и 18 июня за дирижерским пультом будет Валерий Гергиев.
«Я сам жду очень многого и от обращения к «Тангейзеру», — рассказывал в мае художественный руководитель-директор Мариинского театра. — Мы сделали два года назад спектакль на сцене концертного зала, но сейчас создаем совершенно новую версию».
«Теперь же на новой сцене мы показываем фактически новую постановку, в которой будут задействованы сильные артисты. Таким образом, мы расширяяем и укрупняем вагнериану в Мариинском театре, — подчеркнул Гергиев. — А если учесть еще тот фактор, что в конце года мы хотим выпустить «Нюрнбергские мейстерзингеры», то как результат к декабрю в Мариинском театре будут идти 10 опер Рихарда Вагнера».
В четверг партию Тангейзера споет Михаил Векуа, Елизаветы – Ирина Чурилова, Венеры – Юлия Маточкина, Вольфрама фон Эшенбаха – Владислав Куприянов.
Нынешний «Тангейзер» едва ли можно сравнивать с предыдущей, полусценической постановкой в Концертном зале: это абсолютно другой спектакль, с заново придуманной драматургией, которая тем не менее не противоречит замыслу Вагнера и его великой музыке, говорит режиссер Вячеслав Стародубцев.
«Все глубже вникая в материал, я стремился найти еще более острые, драматичные моменты. Центральная антитеза оперы – это противопоставление Елизаветы и Венеры: девушки, чистой до святости, и страстной, сексуальной богини любви. Мне хотелось максимально выявить эти два полюса – и в характере персонажей, и в сценографии, и в мизансценах», — рассказывает он.
«Я работал с певцами как с драматическими артистами, да и вся придуманная мною история близка к драматическому театру. В оперной режиссуре принято отталкиваться от событий в музыке, именно музыкальное событие дает толчок сценическому. Само же оперное действие – даже у Вагнера – достаточно условно. К примеру, весь третий акт «Тангейзера» – это не столько события, сколько «многоточия». Их надо было раскрыть средствами драматургии и вывести на другой, действенный уровень. Музыка третьего акта – космическая, через арию Вольфрама открываются космические порталы, но это музыка единообразная. Единообразие надо было вскрыть, подобрать тот «перпендикуляр», который двигал бы сценическое действие», — пояснил Стародубцев.
Закрывается фестиваль «Звезды белых ночей 2021» 18 июля показом еще одной премьеры — оперы Петра Чайковского «Орлеанская дева».