Памятник писателю и поэту Александру Твардовскому был открыт на Страстном бульваре 22 июня. Скульптура установлена в сквере рядом с редакцией журнала «Новый мир», который писатель (с перерывом в четыре года) возглавлял с 1950 по 1970 год. Памятник создан народным художником России Владимиром Суровцевым и заслуженным архитектором России Виктором Пасенко. На церемонии открытия памятника, прошедшей днем позже 103-й годовщины со дня рождения литератора, присутствовали министр культуры РФ Владимир Мединский, дочери Твардовского — Валентина и Ольга, вдова Александра Солженицына Наталья.
Твардовский — один из виднейших писателей и поэтов советского времени. Вероятно, самым известным его произведением является поэма «Василий Теркин», эпизод за эпизодом рассказывающая о простом бойце Красной армии. Это произведение публиковалось еженедельно в газете «Красная звезда» и сделало автора (к тому моменту уже лауреата Сталинской премии за поэму «Страна Муравия») и его творение культовым среди фронтовиков. Не менее известным является продолжение поэмы – «Василий Теркин на том свете», написано оно в середине 1940-х, но опубликовано лишь в 1963-м. В 1966 году режиссер Валентин Плучек сделал театральную постановку на основе этой поэмы.
«Твардовский — одна из немногих легенд советской литературы, которой повезло с памятью о нем, — рассказал «Газете.Ru» сотрудник Государственного литературного музея, специалист по советской литературе Владимир Крижевский, — во многом это заслуга его дочерей, Валентины и Ольги, которые постоянно занимаются поддержанием этой памяти». Брат поэта восстановил хутор Загорье на Смоленщине, который сожгли односельчане писателя, изданы дневники и рабочие тетради Твардовского. «Много делает для исследования его наследия и смоленский педуниверситет, ежегодно выпускающий сборник литературоведческих трудов о Твардовском», — отмечает музейщик.
Кроме того, именно в Смоленске был установлен памятник солдату Василию Теркину, по сюжету которого литературный герой разговаривает с создавшим его автором.
Немалую известность и культовый статус Твардовский приобрел в качестве редактора журнала «Новый мир», который возглавлял с 1950 по 1954 и с 1958 по 1970 год. «Не будет преувеличением сказать, что Твардовский — по-настоящему великий редактор, — отмечает литературовед, — он открыл почти все значимые направления в отечественной литературе XX века».
Именно он впервые опубликовал городскую прозу Юрия Трифонова, военную Виктора Астафьева и Юрия Бондарева, деревенскую Василия Белова, лагерную Александра Солженицына (в 1961 году именно Твардовский взял на себя смелость опубликовать «Один день Ивана Денисовича»).
Перерыв в редакторстве был связан с увольнением Твардовского с поста в 1954 году «за демократические тенденции» в журнале. Однако его авторитет был настолько велик, что через четыре года он был восстановлен в прежней должности. Фактически Твардовский перешел в мягкую оппозицию власти, отмечает агентство РИА «Новости», и фактически сформулировал литературную составляющую «шестидесятничества». «Он провел по «Новому миру» линию противостояния между сталинистами и либералами-шестидесятниками, — отмечает литературовед, — однако стоит признать, что он оставался в рамках марксистской методологии. Он никогда не был антикоммунистом — наоборот, он был честным коммунистом».
Памятник создан на средства Международного общественного «Российского фонда мира» в дар городу Москве. «Мы безусловно можем и должны говорить и о духовном памятнике, который создал Твардовский и который до сих пор продолжает действовать», — резюмировал литературовед. «Замечательно, что скульптура стоит на этом месте, и каждый, кто идет мимо, может вдруг почувствовать вот эту тревогу за наше будущее, - цитирует «Первый канал» Наталью Солженицыну.