Художник Арсений Жиляев, чья работа «Мечтатель» была в минувший четверг удалена из постоянной экспозиции «Монументы и документы» отдела новейших течений Третьяковской Галереи, прислал в редакцию Газеты.Ru открытое письмо по поводу сложившейся ситуации (с полным текстом можно ознакомиться здесь). По его мнению, работа, исполненная в виде манекена, лежащего в позе спящего посреди зала, была изъята по распоряжению директора ГТГ Ирины Лебедевой. Руководитель галереи, по словам Жиляева, мотивировала свое решение тем, что многие зрители испытывали психологический дискомфорт при виде чрезвычайно правдоподобной человеческой фигуры на полу.
Напомним, в комментарии для Газеты.Ru Лебедева также говорила о том, что с переменой плана экспозиции лежащий на полу «Мечтатель» стал мешать проходу к другому проекту галереи. К тому же, по ее мнению, подобным работам место в специальных музеях, занимающихся современным искусством, а не в Третьяковской галерее, музеефицирующей произведения современных художников с помощью классического подхода.
В письме художник, в частности, указывает на недопустимость подобной практики.
«В спорных ситуациях, когда содержание или форма художественного высказывания могут быть потенциально слишком агрессивными для неподготовленной аудитории, в экспозицию вносится предупреждающее об этом сообщение», - признает художник, однако при этом оговаривается: «Безусловная ценность свободы творчества очевидна. Но столь же очевидны никогда не сходящие на нет попытки ее ограничить».
«Особенно это актуально для музеев, деятельность которых связана с известной долей консерватизма, необходимого для работы с прошлым и сохранением настоящего, — продолжает Жиляев, - однако это не может быть поводом для смирения перед дремучей средневековой системой властных отношений между функционерами и творческими деятелями».
Сам факт изъятия Жиляев считает проявлением неуважения к авторам произведений искусства. «Население – как художников и кураторов – не принимают за тех, с кем можно и нужно считаться», - пишет Жиляев. «Поэтому призываю коллег по цеху выступать за профессионализм, взаимное уважение, максимальную прозрачность отношений в сфере культурного производства и, конечно, против любого вида цензуры. Иначе нашим будущим станет варварское прошлое».