Первый киносеанс в России (точнее — в Санкт-Петербурге) прошел в мае 1896 года. Зрители увидели сразу несколько картин французских киноделов братьев Люмьер — «Выход рабочих с фабрики Люмьера в Лионе», «Разрушение стены» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».
«На вас идет издали курьерский поезд — берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить», — так писатель Максим Горький описывал свои ощущения после просмотра «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».
Еще до первых киносеансов Люмьеры привезли в Российскую империю документальную хронику. В 1896 году один из их операторов запечатлел восшествие Николая II на престол, что подтолкнуло отечественных режиссеров развивать и совершенствовать царскую хронику. Она снималась вплоть до 1917 года.
Помимо императора, были и другие интересные публике герои. Фотограф и режиссер Александр Дранков сразу же определил для себя принципы папарацци: он караулил у дома Горького и скрытно снимал Льва Толстого. С последним Дранков даже сумел подружиться и вскоре стал первым и единственным хроникером писателя.
В 1906 году московский предприниматель Александр Ханжонков создал компанию, которая занималась не только продажей кинооборудования, но и прокатом зарубежных и отечественных лент. Через год в Петербурге свое кинематографическое ателье открыл и Дранков.
«Стенька Разин» («Понизовая вольница»), 1908 год
Кадр из фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница»), 1908 год
A. Drankov's AtelierВ 1908 году российский прокат взорвал французский фильм «Донские казаки», что и послужило триггером для отечественных режиссеров. В том же году к Дранкову пришел местный чиновник Василий Гончаров с предложением снять эпизоды к его пьесе «Аквариум» о Степане Разине, предводителе крестьянского восстания 17-го века. Правда, оператор увидел в тексте пьесы не столько материал для пары эпизодов, сколько для короткометражки.
Экранизация песни «Из-за острова на стрежень» начинается с столпотворения на лодках казаков-разбойников. Видеоряд и титры пересказывают историю влюбленности атамана Стеньки Разина в пленную персидскую княжну. Заканчивается же фильм по-шекспировски. Конфликт назревает, когда казаки понимают, что негоже атаману «якшаться с бабой». Подданные отдают Разину письмо, якобы написанное княжной к возлюбленному из родной страны. В порыве ревности атаман бросает девушку в реку.
Фильм был хорошо принят публикой. Современного зрителя он может очаровать своей архаичностью: неумелая, но старательная попытка постичь тонкое искусство режиссуры и довольно примитивная операторская работа. В картине превалируют грубо склеенные кадры со «спецэффектами» (например, падает в реку не сама княжна, а кукла).
«Оборона Севастополя», 1911 год
Кадр из фильма «Оборона Севастополя», 1911 год
ХанжонковАтелье Ханжонкова вслед за Дранковым выпустило фильм «Драма в таборе подмосковных цыган» по мотивам пушкинской поэмы «Цыгане». Правда, зрительских симпатий, в отличие от своего предшественника, лента не получила. Чего не скажешь про другую работу фирмы — «Оборону Севастополя».
Режиссер Василий Гончаров считал, что воссоздать события Крымской войны 1853-1856 годов можно только с настоящими флотом и солдатами. Для реализации этой идеи необходимо было разрешение императора, что казалось практически невозможным для Ханжонкова. Но Гончарову все-таки удалось заполучить поддержку Николая II и реализовать свою задумку. «Оборона Севастополя» в итоговом варианте длилась 1 час 40 минут — это первая полнометражная картина в России. Примечательно, что в ней сыграли настоящие герои войны.
«Пиковая дама», 1910 год
Кадр из фильма «Пиковая дама», 1910 год
ХанжонковВскоре отечественный кинематограф начал приобретать жанровое разнообразие. Появились военно-исторические фильмы, экранные лубки, фильмы на основе сказок и произведений отечественных писателей. В 1910 году режиссер Петр Чардынин из торгового дома Ханжонкова снял ленту по мотивам повести Пушкина «Пиковая дама».
Критики сочли фильм неудачным по причине малого соответствия оригинальному сюжету. Вместе с тем саму ленту скорее можно назвать не экранизацией произведения, а попыткой увековечить в кино театральную постановку — с пантомимами, вызывающими усмешку, и закулисными играми. Зрелищности же «Пиковой даме» добавляют склейки: в одном из кадров даже есть скример, когда из окна неожиданно выскакивает призрак графини.
«Пиковая дама»,1916 год
Кадр из фильма «Пиковая дама»,1916 год
Товарищество И. ЕрмольеваВ 1916 году экранизировать «Пиковую даму» взялся Яков Протазанов. Реформаторство режиссера на контрасте с ранними фильмами ощущается сразу: правильно выстроенный свет, уход от театральной мизансцены к возможностям камеры. Режиссер используют приемы ретроспекции (обращение в прошлое), в том числе с помощью двойной экспозиции. Сам же Герман в исполнении Ильи Мозжухина — не неудачник, как у Пушкина, а вполне статный герой с наполеоновскими чертами, одурманенный кощунственным желанием разбогатеть.
«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912
Кадр из фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912 год
ХанжонковПервая в Российской империи анимация появилась в 1912 году. Ее создал энтомолог Владислав Старевич, долгое время работавший в ателье Ханжонкова. «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» — первый мультфильм в технике объемной анимации, который по сюжету напоминает средневековые рыцарские романы. Герои мультика — жуки, которые начали кровопролитную войну между странами из-за прекрасной девушки. Современникам казалось, что Старевич совершил невероятное — выдрессировал жуков. На самом же деле постановщик просто высушил насекомых, а их передвижения фиксировал с помощью покадровой съемки.
«Ночь перед Рождеством», 1913
Кадр из фильма «Ночь перед Рождеством», 1913 год
ХанжонковЧерез год Старевич снял игровой фильм, взяв в качестве первоисточника повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Анимационные эффекты покорили не только отечественного, но и мирового зрителя. «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», — так, по легенде, высказался о Старевиче сам Уолт Дисней. В одном из эпизодов черт уменьшается до размеров горошины и прыгает через весь кадр в карман кузнеца.