Контент для молодых
Победителями двух этапов конкурса социально значимого контента, который проводил Институт развития интернета, стали 85 молодежных интернет-проектов. Проекты будут реализованы до конца текущего года. Прием заявок второй волны конкурса ИРИ проходил с 20 апреля по 20 мая: на конкурс было подано 422 заявки, из которых до экспертизы были допущены 299 проектов. При их оценке жюри учитывало качество контента, охват и реакцию аудитории, а также сметную стоимость производства.
«Важно, что мы не только стараемся увеличить количество социально значимого контента в Сети, но и, что государство обратило внимание на проблему преобладания негативной информации и стало активнее финансировать такого рода проекты. И на данный момент мы находимся только в начале этого пути. До конца года при нашей поддержке будет реализовано порядка 200 проектов, что для интернет-пространства достаточно немного, но в будущем надеемся значительно увеличить это число», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор ИРИ Антон Ключкин.
Институт не занимается продвижением проектов, созданных с его поддержкой, однако, как отмечает глава ИРИ, без продвижения таким проектам бывает сложно найти свою аудиторию в отличие, например, от коммерческих инициатив.
«Социально значимый контент востребован, но, будем объективны, никогда не сможет соперничать с негативным. Так, к сожалению, устроена человеческая психика. Здесь главное, чтобы он не затерялся в общем потоке контента и том информационном шуме, который сегодня присутствует. Именно поэтому так важны инструменты продвижения и доведения контента до аудитории», — подчеркнул Ключкин.
Руководитель Института развития интернета рассказал, что востребованность проектов оценивается по ряду критериев. Во-первых, это критерий федерального проекта «Цифровая среда» национального проекта «Культура», который выражается в количестве просмотров. «Во-вторых, это наш внутренний KPI: мы отбираем для исследования пул проектов и смотрим насколько они «зашли» в аудиторию. Сейчас как раз проводится такое социологическое исследование», — пояснил генеральный директор ИРИ.
Антон Ключкин полагает, что Меморандум о социальной рекламе, недавно подписанный «Яндексом», Mail.ru Group и Rambler Group совместно с Общественной палатой РФ и ИРИ, может помочь авторам социального контента донести свои идеи до конечных потребителей.
«Мы очень рассчитываем на это, так как у площадок, которые к нему присоединись, огромная аудитория и огромные ресурсы, связанные с продвижением. Часть этих ресурсов будут переданы в распоряжение ИРИ. Механизм сейчас обсуждается, и пока мы видим это следующим образом: компании, предоставляют нам некий объем инвентаря по продвижению, которым обладают, для размещения социальных проектов и социальной рекламы в Сети. Это, прежде всего, рекламные возможности: всплывающие окна, выдача в поисковых сервисах, рекомендации на сайтах, бегущие строки, баннеры и так далее. Мы, со своей стороны, на конкурсной основе отбираем проекты, которые получают поддержку», — поделился планами Ключкин.
Нравственные сериалы
В числе прочих проектов, отобранных жюри в рамках второй волны конкурса, оказались семь сериалов — они будут сняты до конца 2020 года.
Помимо уже упомянутых сериалов «Молодые и сильные» и «Литра 2.0», посвященных литературе, победители второй волны конкурса ИРИ создадут для интернет-пользователей несколько комедийных проектов. Среди них «Сама дура» о сестрах-подростках; «33 ребенка» — о приключениях студентки-блогера, ставшей няней-волонтером; сериал «IТамара» — о пенсионерке, случайно ставшей владелицей крупной IT-компании, а также «Естественный отбор», посвященный соцсетям и виртуальному общению. Кроме того, будет снят детективный сериал «Новенький», в основу которого ляжет история исчезновения Влада Бахова.
Представитель продакшн-команды сериала «Литра 2.0» Иван Омельченко констатирует, что социально значимый контент не нацелен на получение прибыли, и зачастую ему сложно окупиться.
«Мы, наверное, можем говорить только о нашем конкретном проекте без каких-либо обобщений, потому что социально значимый контент бывает очень разным. В нашем случае главная сложность, пожалуй, состоит в том, чтобы простым языком рассказать о непростых вещах и выбрать для этого подходящие художественные средства. Проблема выбора формы донесения каких-то важных смыслов до современной интернет-аудитории — довольно частая проблема. Мы можем выбрать, например, хрестоматийный формат: рассказать о писателях, поэтах, но будет ли это востребовано и понятно? В нашем случае мы пытаемся рассказать о нашей литературе нехрестоматийным языком, перенеся образы классиков в наше время», — рассказывает Омельченко.
По его словам, это более нативно для аудитории и дает возможность донести смыслы, возможно, это побудит кого-то из молодой аудитории в дальнейшем подробнее изучить личность того или иного писателя или поэта и его творчество. История, рассказанная в «Литре 2.0», состоит из 12 не связанных между собой новелл, и это своеобразная фантазия на тему того, какими могли бы быть наши классики сегодня, чем бы они занимались и как выглядели, какие проблемы бы их волновали.
«Государство по своей сути — социально-ориентированная структура, ради этого оно существует, по крайней мере в одной из своих ипостасей. И его естественной задачей является развитие и поддержка подобного рода проектов. Хотя никто не говорит, что подобные проекты не могут появиться на телеэкране или любой интернет-платформе», — отметил представитель сериала «Молодые и сильные» Ефим Любинский.
По его словам, подать заявку было не сложно — все процедуры происходят онлайн, и это удобно. А учитывая, что подача заявок осуществлялась в мае, во время карантина — это было жизненно необходимо, говорит Любинский.
«Проект сложный, сроки – чудовищно короткие, но мы стараемся. Проект основан на книге Олега Дивова «Молодые и сильные выживут». Роман написан автором в 1998 г., но он не только не устарел, но и приобрел в наши дни особую актуальность», — рассказал Ефим Любинский.
Представитель продакшн-команды «33 ребенка» Юлия Мишкинене также поделилась с «Газетой.Ru» рассказом о сериале, который планируется снять.
«Главная героиня Кира — студентка, которая проповедует идеологию child-free. Ее бабушка очень этим озабочена, и она говорит: если ты хочешь, чтобы я оставила тебе в наследство квартиру на Фрунзенской набережной, ты должна посидеть в качестве няни с 33 детьми. Девушка не сразу, но соглашается, и становится такой вот няней-волонтером, которая сидит с детьми. И постепенно втягивается в эту работу, понимает, насколько она важна», — говорит Мишкинене.
По ее словам, в отличие от Запада, где подобные истории активно используются, в России не так много сериального контента, касающегося именно воспитания детей. «Есть какие-то стандарты общества, касающиеся того, как следует воспитывать детей. А есть реальная жизнь, далеко не такая простая. Очень часто мама находится в некотором замкнутом круге: ей сложно с ребенком, хочется отдохнуть, выдохнуть, где-то прогуляться. Собственно, эти темы мы и рассматриваем в нашем сериале», — отмечает Юлия Мишкинене.
Не исключено, что в новом конкурсном отборе, который стартует осенью, будет предусмотрена поддержка долгосрочных проектов, процесс производства которых занимает от года до двух-трех лет.