В ходе рассмотрения дела «Седьмой студии» в Мещанском суде Москвы судья Олеся Менделеева зачитала решение, в соответствии с которым режиссер Кирилл Серебренников, экс-генпродюсер Алексей Малобродский и экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин были признаны виновными в хищении более 129 млн рублей при реализации проекта «Платформа».
Суд приговорил Серебренникова к трем годам условно и штрафу в 800 тысяч рублей, Малобродского – к двум годам условно и штрафу в 300 тысяч рублей, а Итина — к трем годам условно и штрафу в 200 тысяч рублей. Они также должны будут выплатить 129 млн рублей по гражданскому иску Министерства культуры. В будущем им будет запрещено занимать должности в государственных учреждениях.
В ходе слушаний судом также было принято решение переквалифицировать действия бывшей работницы Министерства культуры Софьи Апфельбаум с «мошенничества» на «халатность». Она была освобождена от наказания, так как по мнению суда не была в курсе «преступного замысла».
Народный артист России режиссер Павел Лунгин в разговоре с «Газетой.Ru» выразил облегчение в связи с тем, что никто из участников «театрального дела» не получил реальных сроков, однако негативно оценил всю ситуацию вокруг обвинений в адрес «Седьмой студии».
«Не будем кокетничать — счастье, что никто из них не будет сидеть, не пойдет в автозак, не поедет в СИЗО и так далее, это счастье. Но с другой стороны — падают с крыши кирпичи: какое счастье, по голове не попал, а только ногу сломал! Здорово же, да? Повезло. Только почему-то никто не спрашивает, почему кирпичи падают с крыши все время? А ногу сломал — мы подлечим, подлатаем», — сказал он.
Лунгин также сравнил противостояние суда и Серебренникова со схваткой Одиссея и циклопа Полифема.
«Вот представьте себе, Одиссей у циклопа Полифема еще до того, как он его ослепил. Тот его хватает и спрашивает: «Поджарить тебя или сварить?» Маленький человек кричит, а циклоп говорит: «Да ладно тебе, я пошутил», — и бросает его обратно в один загон к козам», — провел аналогию режиссер.
Он также возмутился от той жестокости, с которой рассматривалось дело.
«Огромная репрессивная машина поднесла к нашему лицу огромный татуированный кулак и сказала: «Ну, че? Боишься? То-то! Бойся!» И отпустила. Я это как-то так понимаю, потому что все это продолжалось так долго, настолько было оторвано от реальности, столько было ненужной жестокости, что нельзя к этому относиться как к чему-то нормальному и человеческому», — заявил он.
Лунгин также прокомментировал слова министра культуры России Ольги Любимовой, которая сделала заявление о совместной работе ее ведомства с культурным сообществом, направленной на исключение в будущем «подобного рода трагических сюжетов, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами».
«Я бы хотел, чтобы Минкульт изменил способ отчетности финансирования. Потому что выдавать деньги по готовому продукту — невозможно. Отчитываться за каждую приобретенную скрепку — невозможно. Все, все так или иначе, нарушают эти законы. И человек, работающий с государственными деньгами подвешен — его могут обвинить, арестовать, подсылать к нему бесконечные проверки, замучать его расхождениями в счетах. В конечном счете — все ходят под постоянной угрозой. Это вызывает некоторое смирение», — признался он.
По мнению Лунгина, Серебренников «получил» как раз за то, что «никогда не был смиренным».
«Я еще хочу, чтобы вы не забывали — они еще должны отдать 128 млн. У них на ногах висит теперь пудовая гиря. Я не знаю, как можно отдать 128 млн, которых у тебя нет. Может быть, Министерство культуры откажется от этого иска. Очень хочется верить, что Ольга Любимова, как свежий человек, будет менять эту ужасную систему отчетности, пришедшую к нам из глубины советских времен», — добавил Лунгин.
Негативную оценку приговору суда озвучила и народная артистка России Лия Ахеджакова, которая также дала крайне критическую оценку тому, как проходило следствие.
«Когда люди полностью невиновные получают условный срок, это тоже поражение в правах. Я не знаю, смогут ли они ездить за границу. Кирилл — это европейский человек, ему сейчас надо в Цюрихе оперу ставить, ему надо в Штутгарт, ему надо в Авиньон. Я не знаю — он сможет ездить ил нет? И вообще — я не считаю, что это победа. Я считаю, что это возмутительно просто. Весь этот процесс, эти запугивания», — заявила она.
О решении суда высказался также продюсер Иосиф Пригожин, который дал положительную личную оценку Юрию Итину, занимавшему в годы его студенчества в ГИТИСе должность проректора.
«Серебренников — очень талантливая, творческая личность. За что дали — я не знаю, почему дали — тоже не знаю. Я не вдавался в подробности. Я просто помню, что когда я учился в институте, проректором ГИТИСа был Итин Юрий Константинович, хороший человек. Поэтому мне по-человечески всех жалко, жалко, что это случилось. Но я не знаю предмета просто, вот и все», — отметил Пригожин.
Он также выразил поддержку министру культуры в ее планах и сказал, что «готов повторить все, что она сказала».