20 мая состоялась пресс-конференция «Искусство онлайн: вынужденная мера или новая реальность культуры?», в ходе которой глава Минкульта Ольга Любимова, режиссер Тимур Бекмамбетов, музыкант Денис Мацуев, художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и другие обсудили, как та или иная форма искусства существует в условиях пандемии — и чего ждать в дальнейшем, когда карантинные меры будут постепенно ослабляться.
Любимова, в частности, заявила, что в сложившихся обстоятельствах культурные учреждения получили ценнейший опыт. По словам министра, они должны и дальше развивать онлайн.
«Мы все время повторяем: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Никто не хотел бы, чтобы мы выходили в онлайн-режим и оставались в нем. Конечно, всем хочется, чтобы все вернулись в залы и кинозалы. Но то, что получилось так, что зрители смотрят с таким интересом и показывают своим детям такой сложный контент... Потому что не все привыкли дома смотреть классические художественные произведения, балет.
Этот опыт трудно переоценить. Я думаю, что мы будем в дальнейшем отдельно разрабатывать эти направления, как мы будем использовать это уже в «мирное» время, — сказала она. — Конечно, мы будем продолжать записывать наши виртуальные гиды, которые так важны для музеев, для интерактива, для молодежи. Этого требует современное музейное пространство».
В свою очередь Мацуев выразил мнение, что после ослабления мер по сдерживанию распространения COVID-19 случится подъем интереса аудитории к театральным постановкам и концертам классической музыки. Также он предположил, что уже этим летом возможно возвращение оупен-эйр-мероприятий при четком соблюдении антикоронавирусных мер.
«Ситуация любопытная. Я человек, который привык играть до 300 концертов в сезон. А тут мой организм первые две недели не мог понять совершенно, что происходит, потому что не нужно летать, играть, выходить. Самый счастливый человек в этой ситуации — это, конечно, Анна Денисовна Мацуева, которой 3,5 года. Для нее это самое счастливое время, так как она наконец-то познакомилась со своим папой, — поделился народный артист.
— Конечно, первыми начнутся сольные и камерные концерты — либо с камерным оркестром. Я предвижу огромный всплеск [зрительского интереса] как к театрам, так и к концертам классической музыки, когда это все откроется».
Кроме того, Мацуев заявил о проблеме фрилансеров — артистов, получающих деньги исключительно за концерты. «Через некоторое время они останутся совсем без средств к существованию. Это огромная проблема», — подчеркнул музыкант.
Бекмамбетов в своем выступлении отдельно напомнил о давно развиваемом им формате скринлайф, популярность которого возросла во время карантина. По словам режиссера, «выросло уже целое поколение людей, которые не помнят мира, существовавшего до онлайна», — и произошло это еще до пандемии.
«Часть цивилизации уже переселилась на эту «планету», — заметил кинематографист, добавив, что интернет-мир в целом идентичен реальному в вопросах выражения чувств, самореализации и самоидентификации. — Исследование этого творческими элементами кино — то, чем, мне кажется, интересно заниматься».
Директор Третьяковки Трегулова в ходе онлайн-дискуссии рассказала об успехе цикла «Третьяковка со Шнуром», в рамках которого она совместно с лидером «Ленинграда» Сергеем Шнуровым провела экскурсии по одному из главных художественных музеев страны.
«Та ситуация, в которой мы оказались, подстегнула всех нас проанализировать эти возможности и создавать программы специально для тех людей, которые на протяжении довольно большого количества времени находятся у себя дома в режиме самоизоляции. Самым большим вызовом для нас стала подготовка специального контента, где мы старались передать максимально непосредственное впечатление от художественного произведения. Вызовов было очень много.
В частности, неформально и с очень правильно тональностью говорить об искусстве, об очень сложных вещах. И одновременно быть понятным всем и каждому.
Самые интересные и самые популярные онлайн-программы мы сделали при поддержке Сбербанка и платформы Okko, — сообщила Трегулова. — Мы стремились говорить об искусстве так, что люди, когда закончится этот период самоизоляции, действительно захотели встать перед этим произведением и испытать во много раз сильнее те чувства и эмоции, которые мы старались им передать».
Она также отметила, что «Третьяковку со Шнуром» в общей сложности посмотрели 700 тыс. человек. «Это невиданная аудитория для такого рода фильмов», — заключила директор музея.
В то же время худрук Театра наций Миронов в числе плюсов карантина назвал редкую возможность более тщательно проработать спектакли в онлайн-режиме. «Для меня лично большое количество плюсов в этой истории. Мне была необходима какая-то остановка, чтобы чуть-чуть сообразить, что делать дальше и куда идти», — признался народный артист.
Как заявила старший вице-президент Сбербанка Татьяна Завьялова, с момента введения режима самоизоляции уровень погруженности в цифровой мир изменился радикально. «Эксперты оценили, что за эти два месяца — всего за восемь недель — компании, организации и структуры совершили цифровой скачок длиною в пять лет. И в первых рядах идут культурные организации», — добавила она.
По ее словам, «разделения между офлайн- и онлайн-искусством и культурой уже больше не существует и не будет никогда».
Генеральный директор Okko Яна Бардинцева рассказала о высоком интересе к культурным проектам со стороны аудитории ближнего зарубежья.
«Согласно нашим исследованиям, мы видим от 5 до 15 процентов интереса зарубежной аудитории. Интерес варьируется от конкретного спектакля, от конкретного события, но он достаточно существенный. У нас, кстати, очень активные пользователи из Казахстана и Белоруссии, очень активно пишут, спрашивают, когда будет новый контент», — подчеркнула она.