— Джеймс, как вам кажется, в чем главное отличие блокбастера «Люди Икс: Темный Феникс» от предыдущих фильмов франшизы?
— В «Первом классе» мы занимались построением семьи. Затем, так сказать, подвергали эту семью проверкам, укрепляли ее, делали более прочной. Теперь же случается разрыв, и семья распадается на кусочки. В итоге, конечно, ей удастся выстоять под градом всех трудностей, но вместе с тем произойдет и ее эволюция во что-то иное, новое.
— Известно, что «Феникс» стал полнометражным режиссерским дебютом для Саймона Кинберга, бессменного продюсера и сценариста серии. Как оцените его работу в новом амплуа?
— О, это было ужасно…
— Серьезно? Почему?
— Да ладно, я просто шучу (улыбается)! На самом деле — Саймон был великолепен. Он развивался вместе с нами на протяжении столь долгого времени. Понимаете, Кинберг еще при создании предыдущих лент серии много разговаривал с нами о героях и многом другом. И когда Саймон занял режиссерское кресло в «Темном Фениксе», у нас не было ощущения глобальных перемен, так как он и ранее отчасти выполнял эту функцию. В общем, с ним было максимально приятно работать: он правда очень хорош как постановщик, отлично коммуницирует с актерами, великолепно доносит суть истории и в целом является классным лидером.
— «Темный Феникс» выглядит невероятно реалистичным фильмом, особенно если мы говорим о супергеройском кино. За счет чего съемочной группе удалось добиться такого эффекта?
— Я думаю, что дело в самих героях, их приключениях и развитии, они преодолевает огромные трудности, но все равно остаются честными. Кроме того, Саймону было действительно важно рассказать историю как раз с ее ментальной стороны.
— А вообще — нужно ли супергеройскому кино быть реалистичным?
— Конечно. Данный жанр — огромная площадка для творчества, здесь найдется место всему. Мне одинаково нравятся и по-хорошему глупые, сумасшедшие супергеройские фильмы, и максимально серьезные. Можно также найти идеальный баланс между этими составляющими. Но я рад, что Саймон постарался сделать наш фильм именно таким — серьезным.
— В «Темном Фениксе» Чарльз превращается в человека, который наслаждается обрушившейся на него славой, социальным влиянием, — при этом получает он все это благодаря геройствам своих учеников. На ваш взгляд, насколько оправданно и честно такое его отношение к студентам?
— Мне кажется, поведение Чарльза можно понять, но назвать оправданным его нельзя. Он должен был заботиться о своей семье, о близких людях, однако этого не сделал. Чарльз сконцентрировался на том, чтобы быть политиком. Не думаю, что он жаждал славы, скорее – хотел изменить мир. А в реальности ему было необходимо обратить внимание на то, что происходит у него дома.
— Более того — он действительно рискует жизнями тех, кого любит. Почему?
— Его мантра, которой он всегда следовал, — стремление спасти абсолютно всех, он видел огромный потенциал в каждом. Чарльз похож на отца, который уверен, что его дети способны на все. Но по итогам он именно заставляет своих детей быть способными на все и совершать это все. Что и делает его отношение к ним нездоровым.
— Ваш персонаж на протяжении всей серии стабильно изменялся – в каждом новом фильме он был отличным от себя предыдущего. Какого из Чарльзов Ксавье вам было интереснее играть?
— Наверное, Чарльза из «Дней минувшего будущего». В том фильме он был сломленным, он не верил, что хорош во всем, и вообще ни во что не верил. Тогда он был уничтожен — эмоционально и психологически. Но по ходу развития сюжета смог исправить положение. Было интересно пройти этот путь.
— «В Темном Фениксе» Чарльз стирает память Джин Грей (Софи Тернер), что спустя много лет приводит к непоправимым последствиям. Можно ли сказать, что это была его худшая идея в принципе?
— Я понимаю, почему он сделал это. Чарльз полагал, что это поможет ей быстрее прийти в себя. Думаю, он сделал то, что нам иногда приходится делать. Чарльз хотел вылечить Джин, чтобы она смогла идти дальше.
— Во вселенной «Людей Икс» есть целое множество по-настоящему крутых героев. Если бы вам предложили сыграть одного из них, помимо Чарльза, кого бы выбрали?
— Хм. Эмму Стоун (Американская актриса, обладательница «Оскара» за роль в «Ла-Ла Ленде» — «Газета.Ru»)! Эмма Стоун? Черт, как ее зовут… А, Эмма Фрост! Потому что она грешная, злая – и хорошая в то же время. Ну, и, признаться, отлично выглядит. Плюс мне бы хотелось когда-нибудь перевоплотиться в женщину.
— «Темный Феникс» фактически завершает вашу многолетнюю сагу о мутантах, после чего герои, как ожидается, войдут в киновселенную Marvel Studios. Что вы думаете, чувствуете на этот счет?
— Думаю, это хорошо. Эти «Люди Икс» просуществовали много лет. Может, настало время для чего-то нового?
— Если вам предложат сыграть Чарльза в фильмах MCU (Marvel Cinematic Universe, киновселенная Marvel), согласитесь?
— Если сценарий будет хорошим, почему нет?
— Представьте, что супергерои существуют в нашей реальной жизни. Как бы, на ваш взгляд, обычные люди к ним относились?
— Мне кажется, они были бы напуганы. Это вполне объяснимая реакция.
— Выходит, все было бы равно так, как во вселенной «Людей Икс»?
— Тут еще необходимо учитывать, сколько именно супергероев мы имеем. Может, один или два — это было бы еще окей, но если множество, люди бы определенно испугались.
— Некоторые актеры по окончании съемок в том или ином проекте забирают что-то из реквизита с собой на память. Удалось ли вам выцепить какой-то сувенир? Может, Церебро?
— Нет, ненавижу Церебро. Серьезно, я его не люблю. Мне не нравилось, когда этот шлем на мне — он невероятно неудобный, тяжелый, сдавливает голову. Слушайте, мне кажется, я остался вообще без сувениров. Правда, из «Дней минувшего будущего» я забрал с собой рубашку, но потом постирал ее… И теперь у меня нет ничего.
— Кто из партнеров больше всего веселил вас во время съемок?
— Ник Холт (Зверь). Он отличный парень, очень забавный. Однако самый смешной момент на съемочной площадке произошел с участием меня и Джессики Честейн. Однажды она решила устроить пранк. Мы тогда работали над сценой, в которой Джин получает контроль над телом Чарльза и заставляет его подниматься по лестнице. Я был подвешен на множестве веревок — словно марионетка. И тут Джессика [с помощью пульта управления] решила заставить меня станцевать «Макарену». Возможно, это был худший мой день. Возможно, это даже сняли на видео...
— Тогда оно, вероятно, имеет все шансы стать «вирусным». А кто ваш любимый супергерой вообще — не только из «Людей Икс»?
— Наверное, Бэтмен. Потому что… Он всегда был моим любимчиком, я даже не знаю, почему. Что касается суперзлодея, то это, наверное, Джокер.
— То есть вы, получается, фанат DC?
— Не сказал бы. Я просто любил подобного рода ТВ-шоу в детстве.