Уильям Шекспир — самая известная и в то же время самая загадочная фигура мировой литературы. Великий бард, драматург и поэт родился 455 лет назад и уже более 400 лет тревожит умы как филологов и литературоведов, так и широкого читателя. Многие люди вообще считают, что такого человека не существовало, и все произведения были написаны либо кем-то другим, либо вообще целой группой людей. Одно известно точно — работы Шекспира оказали колоссальное влияние на мировую культуру, и до сих пор в литературе, кинематографе и даже живописи можно найти влияние барда.
Теории о том, что настоящего Шекспира не существовало, появились еще в XIX веке. Так называемые «антистратфордианцы» выразили уверенность, что под псевдонимом скрывался другой человек, либо группа лиц. Главным аргументом в пользу своей версии «антистратфордианцы» считают огромный словарный запас Шекспира и его глубочайшее знание литературы и истории, что идет вразрез с фактом отсутствия каких-либо свидетельств соответствующего образования писателя. Вторым немаловажным (возможно и главным) аргументом является отсутствие оригинальных рукописей Шекспира, написанных его рукой. Все произведения, дошедшие до наших дней, представляют собой переписанные с некоего оригинала тома.
Что примечательно, до сих пор у последователей этой гипотезы нет единого мнения насчет истинного автора шекспировских произведений. Называется около 80 претендентов, однако к наиболее правдоподобным относятся, пожалуй, три-четыре человека.
Около 150 лет назад самым вероятным кандидатом считался великий философ и ученый Фрэнсис Бэкон. Такой выбор представляется едва ли не самым очевидным, как минимум, потому что Бэкон родился на три года раньше Шекспира, а умер на десять лет позже. Таким образом, у него было достаточно времени, чтобы написать великие трагедии, комедии и хроники, по которым учатся представители творческих профессий по сей день. Еще один важный факт заключается в том, что в работах Бэкона и Шекспиры прослеживается много сходств в политических и социальных взглядах.
Пожалуй, самой любопытной теорией относительно настоящей личности, скрывающейся за именем Уильяма Шекспира, является предполагаемое авторство произведений Кристофера Марло. Между Шекспиром и Марло всегда проводится много параллелей, начиная с одинаковый среды, в которой родились оба поэта (отцом Марло был сапожник, Шекспира — перчаточник), а также почти одинаковый возраст писателей с разницей всего лишь в два месяца. Тем не менее, Марло, в отличие от Шекспира, провел около шести лет в Кембриджском университете и получил соответствующее образование.
Правда, есть одна важная нестыковка, которая, на первый взгляд рушит всю теорию, — Марло умер в 1593 году в очень раннем возрасте и физически не смог бы успеть написать как свои произведения, так и под псевдонимом Шекспира. Но, как выясняется, многие ученые обернули этот факт в пользу своей теории.
Кристофер Марло был убит в пьяной драке в таверне 30 мая 1593 года, а впервые произведение Шекспира было опубликовано через 13 дней после гибели Марло. Это была поэма «Венера и Адонис», которая стала ответом на ранее вышедший памфлет, критикующий Марло и Шекспира. Пьесы же Шекспира стали ставиться на сцене незадолго до смерти Марло, и он к этому времени успел получить некоторую известность.
Что касается убийства молодого поэта, то на этот счет существует целое конспирологическое объяснение. Многие уверены, что смерть Марло подстроил сам Томас Уолсингем — по сути правая рука королевы Елизаветы I. Уолсингем славился покровительством литераторов, что, по мнению сторонников теории, как раз говорит в пользу того, что он решил таким способом спасти жизнь известному скандалисту, который открыто выражал атеистические взгляды. А это в те времена грозило едва ли не смертной казнью.
Таким образом, чтобы скрыть свое существование, Марло продолжал свое творчество, подписываясь выдуманным именем Шекспира. К слову, «марловианская» теория на сегодняшний день считается едва ли не самой популярной среди «антистратфордианцев».
Существовал ли Шекспир на самом деле, или же это был всего лишь псевдоним, уже неважно. Главное, что человечеству повезло, что 400 лет назад оно получило в подарок десятки гениальных сонетов, трагедий и комедий.