Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Второго Льва Толстого не нужно, у нас же есть первый»

Владимир Березин о направлениях в русской литературе

Писатель и критик Владимир Березин рассказал «Газете.Ru» о месте русской литературы в современном мире, влиянии на нее диджитал-революции, а также о том, как отличить графоманию от полноценного художественного текста и стоит ли вообще это делать.

- Владимир Сергеевич, с точки зрения правильности процессов, происходящих в современном книгоиздательстве, само соотношение выпускаемой литературы - литература серьезная, беллетристика и массовая. Нормально ли соотношение в тиражах, гонорарах, читательском внимании, звездности авторов, качестве самих текстов?
- Я понимаю ваш вопрос так: нравится ли мне конструкция современного книгоиздания? Я скажу, что нет, не нравится. Но я бы отделил причины естественные от причин локальных или субъективных. Мне не нравится система ценообразования, когда книжный магазин удваивает или утраивает отпускную цену, от которой писатель получает десять процентов – рублей пятнадцать с книги. Мне не нравится, что в провинции книги стоят дорого, много дороже, чем в столице. Мне не нравится, что там, где мог осуществиться разговор с писателем или обсуждение его книги, это не происходит по причинам вполне материальным. С другой стороны,

есть историческая причина – изменение самого института чтения.

Мы присутствуем при понятных изменениях – чтение занимает иное место (куда меньшее) в жизни общества. Требовать, чтобы люди глотали книгу за книгой сейчас бессмысленно – у них есть много других занятий. Что касается соотношения тиражей и гонораров – то, конечно, мне хочется, чтобы я был богат и читательского интереса ко мне было побольше. Кто бы сомневался? Но горе тому писателю, в котором поселится обида за недоданное – и денег не прибавится, и помрёт в горе.

— Как бы вы определили место русской литературы в современном мире. Кого знают, почему нет брендов типа Льва Толстого?
- Это хороший вопрос. Потому что, во-первых, есть писатель Лев Толстой и есть бренд «Лев Толстой». Бренды есть – например, в табеле мировой культуры есть позиция «писатель повышенной духовности» - по этой строчке в ведомости получает зарплату какой-нибудь Коэльо. Или «писатель, который открывает нам глаза на смысл жизни» - там тоже кто-то значится. Во-вторых, есть чрезвычайно простой ответ на вопрос «Почему нет второго Толстого?» Ответ этот:

второго Толстого не нужно, потому что у нас есть первый.

Зачем вам второй, неучи? Можно подумать, что вы Льва Толстого прилежно читали, а не вспоминаете сцену того, как Наташа Ростова танцевала на балу вместе со Штирлицем.

- Русская литература должна писать о русской жизни – или о всемирном, универсальном?
- Обычно на такой вопрос отвечают, что литература (всякая) никому ничего не должна. Вообще, мысль об управляемости литературного процесса – наследие старых школьных учебников. Понимаете, есть такой возвышенный стиль, на который очень благосклонно реагируют чиновники и участники торжественных мероприятий. «Мы должны приникнуть к корням, прикоснутся к истокам» - всё это чаще всего превращается в конъюнктурную этнографию.

Те хорошие книги, которые я знаю, рождались из мусора и сора, из ярости и бессилия собственной жизни, из мечтательного состояния…

Изо всего, одним словом. Напишет человек о своём садовом участке – будет универсальное и всемирное. А начнёт строить книгу, как все пафосную клумбу, так не вырастет ничего доброго. Засеют, как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… чёрт знает что такое!

 - Чей опыт более важен для современных русских писателей – собственной литературной традиции или современной западной?
- Всякий опыт важен. Никакого противопоставления тут нет: этими вопросами утешались лет пятьдесят назад, когда в массе своей наши сограждане плохо знали иностранные языки и по разным причинам были лишены доступа к иностранной литературе.

- Что происходит с институциями серьезной литературы: толстые журналы, литературные премии? Только за этот год закрылись Букер, Дебют, Поэт, Русская премия, Новая Пушкинская премия...
- Ну, некоторые явления из этого списка исчезали долго, и вовсе не за последний год, некоторые живы до сих пор. Мне не очень нравится слово «институция», явления эти разные, а простой ответ на ваш вопрос: «Нет денег у общества на что-то, вот оно начинает плохо питаться, болеет, а потом помирает».

Я думаю, что толстые литературные журналы нужно сохранить, как редких зверей в заповеднике (государству это не так дорого), но когда спрашивают (с ощутимым ужасом) «Как так?!», то нужно ответить – «А вот так. Читатель не хочет больше платить за это деньги».

Поди, предложи подписаться на «Новый мир» всем заламывающим руки, на тебя посмотрят оскорблённо. Как это? Я? Подписаться? Вот в этом и заключён ответ на ваш вопрос.

- Закончился ли постмодерн? Какой сейчас доминирующий литературный стиль? Что такое новая искренность?
- Для начала нужно сказать, что никто не знает, что такое «постмодернизм», поэтому непонятно, закончился ли он. Что такое «новая искренность» я знаю не вполне, кажется, это такая искренность, которая возникает, когда старая испортилась и стала неискренней.

Но, знаете, это всё слова как «глокая куздра», которую придумал академик Щерба. Он иллюстрировал мысль, что семантику слов можно понять из их морфологии.

Так и здесь – определения размыты, и серьёзный разговор начинается в тот момент, когда вы переходите от не очень осмысленных названий к персоналиям. А если я вас сейчас в ответ спрошу, что такое «литературный стиль», то в обсуждении этой темы мы скоротаем долгие зимние вечера – вплоть до весны.

- Как соотносятся сегодня реализм и фантастика? Что доминирует?
- Да ничто не доминирует – одно прорастает в другое. Никакой чёткой границы между ними нет. Множество ярких современных романов имеют черты мистики, фантастические допущения, социальные или исторические предположения.

- Почему издатели не печатают рассказы, а только романы, хотя по идее клиповое сознание должно требовать сжатых форматов? И наступит ли эра миниатюризации литературы в книгоиздательстве?
- Я считаю, что неверно рассуждать в ключе: «Вот сейчас что-то не так, но издатели… Нужно потребовать… Издатели потом опомнятся, и…»

А почему не предположить, что все издатели провалятся куда-то и всё будет одним сплошным телеви… то есть сплошным «Амазоном»?

Я очень хорошо представляю себе, как работает короткий формат в журнале (не важно, в сетевом или глянцево-бумажном). У успешного знаменитого человека этот формат как-то сам собой собирается в книгу. У неуспешного человека ничего не собирается, он только в сладких снах может себе представлять, что пишет короткие рассказы в газету или журнал и получает за это деньги.

- Явления типа Стихи.ру и Проза.ру. Как к ним относиться?
- А к ним надо относиться? По-моему, никто не вынуждает к ним как-то относиться.

- Как отличить графоманию от полноценного художественного текста?
 - Никак. Никакого «полноценного художественного текста» в природе нет. Есть мнение ваших друзей, людей, вкусу которых вы доверяете. Но главное - ваше личное отношение.

- Что такое сетелитература?
- Наверное, это литература, написанная специально для чтения в Сети. Кроме остроумных филологических проектов, я успешных образцов не помню.

- Насколько важны сегодня Союзы писателей?
- Ну, воображаемый Союз, то есть Профсоюз писателей я понимаю. То есть, я понимаю, что бы я от него ждал. Там была бы служба, оказывающая юридические услуги, касса взаимопомощи, какие-то литературные агенты.

Но марксизм приучил меня к важности финансовых потоков для понимания любой проблемы.

У успешных писателей есть и так свои юристы, адвокаты, литературные агенты и стоматологи. А неуспешные не наберут со своих гонораров таких денег, чтобы это всё функционировало.

- Как пробиться молодому талантливому автору? Какие социальные лифты есть сегодня для таких людей?
- Социальный лифт называется «короткий список литературной премии». Есть ещё один – популярность в социальных сетях. Но это, знаете, вопрос с подвохом: куда пробиться-то? Куда социальный лифт?

Это такое же прекраснодушное, как и архаическое представление о литературе, идущее со времён СССР, когда было Министерство Литературы, оно же – Союз писателей с домами отдыха, путёвками, поездками за границу, ресторанами и издательствами. Туда имело смысл пробиваться – писателям там даже платили по больничному листу. А теперь-то куда? Издаться?

Ну, возьмите недельную зарплату, снесите её в одну из многочисленных скоропечатен и получите книжку малым тиражом. А если есть запал у молодого талантливого автора (знаете, кстати, что это у редакторов ругательство, наподобие клейма – «МТА»? Это к моему другу-редактору пришёл человек, который так и представился: «Я молодой талантливый автор», с тех по это стало обозначением молодого докучливого графомана в широких кругах). Так вот, если есть запал, так надо организовать группу новых футуристов, сбросить Пелевина и Водолазкина с парохода современности, рисовать плакаты, придумать новый супрематизм, орать в кофейнях и на площадях, только постараться избежать самоубийства, если на выставку «Двадцать лет работы» никто не придёт. Рецепт известный….

Новости и материалы
В Шахтах семиклассницу ударило током в душе на даче
Стало известно о возможной отставке еще одного губернатора в России
В Болгарии освистали главу Еврокомиссии
Российские туристы рассказали о проблемах с оплатой услуг в Турции
ВС РФ за май на рубежах ЛНР ликвидировали больше солдат и наемников ВСУ, чем за апрель
Опрос показал, что большинство австралийцев не хотят помогать Украине
Подпольщики рассказали о подготовке Киевом провокации в Херсоне
В МЧС назвали площадь крупного пожара на складе в Новосибирске
Три российских хоккеиста сыграют в финале Кубка Стэнли
Россиянам объяснили причину повышения ставок по вкладам
Минобороны РФ сообщило об уничтоженном дроне над российским регионом
Аллергикам озвучили самые безопасные районы Москвы
Названы шесть важнейших условий идеального визита к врачу
Cтал известен размер пассивного дохода россиян
В сенате США заявили о высоком риске ядерной войны для США
Определились финалисты Кубка Стэнли
Главный редактор The Washington Post уходит со своего поста
Российские зенитчики отразили атаку БПЛА у Авдеевки
Все новости