У «Израиля» остался один день на то, чтобы обеспечить себе право проведения международного конкурса песни «Евровидение-2019». Глава совета государственной корпорации телерадиовещания «Кан» Гиль Омер отправил премьер-министру страны Беньямину Нетаньяху письмо, в котором сообщил, что корпорация до сих пор не получила понятного ответа о готовности государства финансировать проведение музыкального состязания.
В письме также отмечается, что Европейскому вещательному союзу (EBU) необходимо перечислить сумму в размере €12 млн в течение ближайших двух дней.
Согласно регламенту EBU, корпорации «Кан» необходимо внести залоговую сумму до истечения 14 августа. Причем первоначально оговоренный срок истек, и он был продлен до вышеуказанной даты в порядке исключения.
Таким образом, угроза отмены «Евровидения» в Израиле стала как никогда реальна. В случае, если EBU откажется от проведения мероприятия в этой стране, то право организатора конкурса перейдет к участнику, занявшему в Лиссабоне второе место — Кипру.
Скандалы вокруг «Евровидения-2019» начались почти сразу после завершения состязаний в Лиссабоне, где победу одержала Нетта Барзилай с песней «Toy» («Игрушка»). Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху, встречая певицу, заявил: «Нетта, ты принесла большую славу Израилю. В следующем году — в Иерусалиме!»
Эта фраза вызвала неоднозначную реакцию, в том числе и у EBU, который почти мгновенно выпустил заявление, в котором посоветовали людям пока не покупать билеты на самолет и следить за официальными страницами, чтобы узнать, когда и где пройдет конкурс.
Статус восточной части древнего города остается одной из главных трудностей в палестино-израильском конфликте. Восточный Иерусалим был занят еврейским государством уже в 60-х годах 20-го века, и с тех пор правительство страны неизменно заявляет, что объединенный город является столицей Израиля, что идет вразрез с намерениями палестинцев.
Впоследствии Израиль объявил четыре города, которые будут бороться за проведение международного конкурса: Тель-Авив, Хайфа, Эйлат и Иерусалим. Беньямин Нетаньяху же выпустил официальное заявление, в котором сказал: «Правительство будет вести себя в соответствии с правилами EBU».
Помимо спорной ситуации вокруг Иерусалима, в противоречивой истории возникли и внешние факторы в лице Турции.
В июне этого года премьер-министр страны Бинали Йылдырым обвинил организаторов «Евровидения» в политизированности, заявив, что победа израильской певицы говорит о ярко выраженном идеологическом характере состязания.
Он выразил уверенность в том, что система голосования была «сфальсифицирована империалистами» ради того, чтобы обеспечить проведение конкурса в Израиле в следующем году. С его точки зрения, целью подобных действий является развязка в регионе конфликта на религиозной почве.
«Израилю позволили победить, хотя он не набрал достаточного количества очков, однако теперь в следующем году он сможет принять конкурс. Систему голосования изменили. Все спланировали нарочно, чтобы «Евровидение» можно было провести в Иерусалиме», — заявил Йылдырым.
В свою очередь, министр национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля Юваль Штайниц назвал слова Йылдырыма «недостойными ответа», а также подчеркнул, что его страна четырежды выигрывала на «Евровидении» «с замечательными песнями».
Турция не принимает участия в «Евровидении» с 2013 года из-за недовольства системой голосования и особым статусом стран «Большой пятерки».
Чуть позже новые проблемы у Израиля возникли с неожиданной стороны — звукозаписывающая компания Universal Music направила предупредительное письмо Дорону Медали и Ставу Бергеру, написавшим лучшую, по мнению телезрителей песню «Евровидения». По утверждению компании, композиция является плагиатом на всемирно известный суперхит группы The White Stripes «Seven Nation Army». Однако дело развития не получило, так как Unversal отказался от публичных комментариев, из-за чего EBU охарактеризовал всю историю, как «досужие домыслы».