Многосерийный фильм «Бригада» вышел на экраны почти 16 лет назад — в сентябре 2002 года. Снявшиеся в нем Сергей Безруков, Андрей Панин и Екатерина Гусева получили новый виток популярности, а Дмитрий Дюжев, Владимир Вдовиченков и Павел Майков на следующее после премьеры утро проснулись настоящими звездами.
Создатели «Бригады» называли свой 15-серийный фильм «российской гангстерской сагой». Как рассказывал режиссер сериала Алексей Сидоров, источниками вдохновения для него были классические ленты «Крестный отец», «Однажды в Америке» и «Лицо со шрамом».
Сейчас Майков кардинально изменил свое отношение к прославившему его сериалу.
«С выхода «Бригады» в 2000 году (на самом деле она вышла в 2002-м. — прим. «Газеты.Ru») в нашем кинематографе больше ничего не появилось, что бы так заразило, вдохновило народ. Ничего. Для меня как актера сериал «Бригада» принес пользу — известность, а для общества, людей — вред», — заявил актер в беседе с изданием «Вечерняя Москва».
«Бригада» — это преступление перед Россией, в котором я участвовал. И Безруков участвовал. Только он потом Иисуса Христа сыграл. А я бы никогда не решился после «Бригады», — продолжил Майков. — Когда смотрели «Бригаду» — улицы опустели, преступность уменьшилась — все сидели и смотрели «Бригаду». Говорят, вот Бондарчук снял культовый фильм — ерунда: никто не смотрит фильмы Бондарчука».
Он также попробовал объяснить, почему «Бригада» стала в свое время настолько популярна.
«Вся команда фильма не хотела никого удивлять. В искусстве каждая явная попытка удивить влечет за собой провал, — предположил артист. — Мы просто были молодые актеры, которым дали главные роли в кино, и режиссер Леша Сидоров снимал свое первое кино. Народу нравится Робин Гуд — а тут такие парни, которые загибают систему, причем парни из народа».
«Бригаду» снимали на пленку. У нас был гениальный оператор — Юрий Райский, ученик Георгия Рерберга. А вред «Бригады» в том, что мальчики хотели стать бандитами. А так нельзя. Нельзя спасти мир с помощью зла и насилия», — заключил он.
Продюсер «Бригады» Александр Акопов категорически не согласился с заявлениями Макова.
«Это просто глупость. На эту тему существуют исследования, которые однозначно показывают, что уровень преступности связан с совершенно другими обстоятельствами, а вовсе не с существованием сериалов на криминальную тему, — подчеркнул он в разговоре с RT. — Скорее наоборот, они способны отвратить большинство молодых людей от желания стать преступниками».
«Что касается сериала «Бригада», то я не знаю, обратил ли внимание актер Майков на то, что его персонаж в итоге был убит, — отметил Акопов. — Это урок подрастающему поколению».
Ситуацию прокомментировал актер Алексей Панин, который, помимо всего прочего, снимался у Алексея Балабанова в «Жмурках», так что знаком с криминальными боевиками не понаслышке.
«Влияние той или иной картины или сериала всегда обусловлено тем, в какой среде растет человек. Это зависит от социума. От конкретной ситуации, — приводит его слова НСН. — С одной стороны, Павел Майков прав. Потому что в каких-то маленьких городах, в провинции, в глубинках подростки живут брошенные. Ими никто не занимается — ни государство, ни родители. В 90-ые, в начале «нулевых» в стране был полный хаос».
«Тогда, выйдя из своей грязной «хрущевки», насмотревшись фильмов «Бригада», «Жмурки» и «Бумер» подросток берет в руки биту и идет грабить коммерческие палатки, — продолжил Панин. — Конечно, в этом Майков прав. Но это не значит, что такое кино надо запрещать. Я могу противопоставить этому «Карты, деньги, два ствола» или фильмы Тарантино. Не могу сказать, что «Бригада» нанесла вред, но доля правды в словах Паши Майкова есть».
Актер добавил, что считает причиной «вредности» этих фильмов то, что они были хорошо сняты.
«Если бы этот фильм был один, было бы не так страшно. Вы просто вспомните, что у нас вообще снималось в 90-ые. Одна сплошная бандитская история. И, конечно, в этом смысле, «Бригада», «Бумер» и «Жмурки» нанесли «вред», — отметил Панин. — Потому что это — талантливые фильмы. Если бы это была какая-то третьесортная халтура, то их никто серьезно бы и не воспринял. А в названных мной картинах снимались талантливые артисты».
Звезда «Жмурок» также подчеркнул, что суть проблемы не в фильмах.
«Это проблема нашего полууголовного гомофобного общества. В Европе такое кино не может нанести вред. У них ценности другие, не бандитско-гопнические, — предположил Панин. — У нас же даже те, кто не сидел, пытаются говорить на фене. В любой другой стране это было бы оскорблением, а у нас предмет гордости».