Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Было бы здорово, если бы оркестры могли прекращать войны»

Интервью с Владимиром Машковым о фильме «Медное солнце»

Корреспондент «Газеты.Ru» побывал в Хиве на съемках новой картины Карена Оганесяна для НТВ «Медное солнце» и побеседовал с Владимиром Машковым, который сыграл в фильме дирижера военного оркестра, который вынужден взять в руки оружие для защиты жителей среднеазиатской республики от боевиков в 1991 году. Машков рассказал об отношении к девяностым и о том, почему он продолжает работать в России, несмотря на успешный опыт съемок в Голливуде.

1991 год. Музыканты военного оркестра под управлением Михаила Ивановича Карякина возвращаются в часть и обнаруживают пустые бараки. Советский Союз распадается, войска выведены, но на границе среднеазиатской республики, в которой базируются советские военные, появляются боевики с целью раскачать ситуацию в регионе.

Музыканты берут в руки оружие, чтобы защитить жителей одного из кишлаков. Таков сюжет нового фильма Карена Оганесяна «Медное солнце», спродюсированного каналом НТВ и компанией «Марс Медиа».

«Газета.Ru» побывала на съемках и побеседовала с исполнителем главной роли Владимиром Машковым.

— Я в одном из ваших интервью читал, что вы не любите работать с одним и тем же режиссером по два раза, а у Карена Оганесяна снимаетесь в третий. Как так вышло?

— Нет, я не мог такого говорить. Может мне приписали… У меня же долгое время был один режиссер и педагог — Олег Павлович Табаков. Я всегда понимал, какое это счастье, когда тебя один режиссер хочет снимать несколько раз. Режиссер это же первый зритель, самый искушенный и придирчивый. Плюс он проводник — такой же, как дирижер в оркестре.

У него в голове уже есть сложившееся кино. Понимаете, одному актеру быть очень скучно, можно заблудиться. Обязательно должен быть точный взгляд со стороны от человека, который предложит то, о чем ты сам даже не думал.

Это определенная степень внимания. Вообще по тому, на что направлено внимание человека, можно очень многое о нем понять.

— В чем для вас был актерский вызов в этой роли?

— Самое интересное всегда – подойти поближе к себе самому. И вот этот Михаил Иванович Карякин для меня очень интересная личность.

— Чем?

— Сочетанием противоречивости и какого-то глубинного стержня. В этом сочетании, мне кажется, и рождается настоящий человек. Он может менять свои убеждения, но стержень остается прежним. То есть человек может быть убежден в том, что на людей необходимо давить, а потом увериться в том, что давить не нужно. Но цель остается одной и той же. Понимаете, в армии существует устав, а музыка это свобода. И требуется сохранить свободу в рамках устава, который написан кровью. Состояние души дирижера в этой ситуации совершенно уникально, мне было очень интересно попытаться его поймать.

— Вы нашли какой-то ключ к этой роли, к этому состоянию?

— Когда мы начали работать над сценарием, то первым делом пошли с Кареном к военным дирижерам. И когда мы впервые услышали, как играет военный оркестр — в маленькой комнатке — это произвело невероятное впечатление.

— А что они заиграли?

— «Славянку»! Мы увидели удивительных людей, удивительные жизни, про которые захотелось рассказать. Мне кажется, у нас получилось своего рода притча, которая подходит к любой ситуации коллективного действия.

У дирижера должна быть ответственность за людей, которые ему верят, которые хотят быть единым оркестром. И тут должны сочетаться и дисциплина, и любовь, и свобода — это потрясающее состояние.

— Но ведь персонаж оживает в тот момент, когда у него появляются движения, дыхание, какие-то физические вещи, через которые он раскрывается. Когда я говорил про ключ, то имел в виду вот это.

— Да, вы правы. Персонаж появляется ровно в тот момент, когда хлопает хлопушка. Либо не появляется. И моя задача до этого момента — собрать всю возможную информацию. И чем больше фактов, тем больше вероятность, что появится идея. Вот вам пример таких деталей. Есть такая легенда, что когда Королев уже определился с тем, что в космос полетит Гагарин, он велел второму номеру — Герману Титову — смотреть очень внимательно за тем, что делает Гагарин. И вот они едут на стартовую площадку и Гагарин говорит: «Остановите». Машина остановилась, Гагарин вышел и куда-то пошел. Его не было три или пять минут, потом он вернулся, и они поехали дальше.

Это был единственный момент, когда никто не знал, что он делает. Теперь все космонавты должны остановиться и выйти. Делай, что делали предшественники, и иди дальше (улыбается).

— Давайте теперь вернемся к Карякину...

— У него другое восприятие мира, в нем есть другой объем. Он видит, слышит, чувствует за весь оркестр сразу. Это огромное напряжение. Поэтому у него есть слабости: он может придти домой и выпить, а спит — затыкая уши, чтобы не слышать белый шум внешнего мира, чтобы звучала только музыка внутри. Мне нужно было исследуя этот образ, этого человека, хотя бы приблизиться к тому, чем он обладает, понять его навыки. Еще раз говорю, человек это внимание. Дирижер с латыни — «проводник».

В его голове музыка звучит идеально и ему нужно совместить этот идеал с тем, как в данный момент играют музыканты оркестра.

Мне нужно было добиться этого уровня внимания, я много общался с дирижерами, смотрел видеоуроки, пытался понять, как люди овладевают этой техникой. Но в то же время у каждого дирижера своя техника…

Ведь в чем вообще заключается актерская профессия? Есть персонаж, он знает, как дирижировать, а я — не знаю. И для того, чтобы подселить его в себя, чтобы ему стало комфортно, мне нужно научиться. Есть и еще один нюанс. Мой герой — военный дирижер, его обязанность заключается в поддержании постоянной готовности оркестра к исполнению воинских ритуалов. Дальше к этому добавляйте душу.

Они каждый день играют гимн, понимаете? При Петре I возникла такая фраза: «Оркестр и знамя вперед». Оркестр идет впереди и поддерживает боевой дух. Вообще, было бы здорово, если бы оркестры могли прекращать войны. Ну то есть один оркестр сыграл, другая армия послушала и так, да ну их… (Смеется)

У нас же есть потрясающие марши. Например, то же «Прощание Славянки». Там же вообще нет агрессии. Дирижер Валерий Халилов хорошо сказал, что даже если в деревне слышишь плохонький духовой оркестр, это очень воодушевляет. Потому что это духовая музыка, ты ее играешь своим духом. И наш фильм это очень интересное исследование человека, живущего вот так, и оказавшегося в ситуации распада страны. Распада, который начинается с него: флажок надо убирать, а ритуал заканчивать.

— У вас в фильме рассказывается о том, как музыканты берут в руки оружие. Вы знаете такие случаи в истории?

— Да, был в войну такой эпизод, когда дирижеру военного оркестра пришлось принять на себя командование, потому что кроме него больше не осталось офицеров. Я, к сожалению, забыл его фамилию, но у него сначала был взвод, потом дивизия, а дальше он стал действующим генералом.

— Как вы готовились к роли — помимо обучения обращению с дирижерской палочкой?

— Очень много всего. Есть сейчас много фильмов про дирижеров, есть много видеоуроков — потрясающие уроки Ильи Александровича Мусина. Но главное, конечно, было личное общение с настоящими военными музыкантами. Очень многое из того, что я там видел и слышал перекочевало в фильм, наши герои получились настоящими.

Плюс мне страшно повезло — я знаком с Владимиром Теодоровичем Спиваковым, за которым я всегда наблюдал и наблюдаю с особым трепетом. Благодаря этому опыту я хотя бы отчасти понимал, что такое великий маэстро — что он любит, как он реагирует.

— Я перед интервью понял, что вы впервые военную форму надели примерно в то время, когда разворачивается действие «Медного солнца» — для фильма «Делай раз» 1990 года. Сегодня про девяностые много говорят, стараются осмыслить, а вам сейчас пришлось вновь окунуться в ту эпоху. Как вы к ней относитесь?

— Ну, я жил в то время, причем мне было меньше тридцати. Я был очень занят театром и кино. Мне, как всем тогда, нравились перемены, и как всем сейчас, не нравилось, что нас было много и стало меньше. Страна же стала гораздо меньше.

Я до семи лет жил в городе Фрунзе, который сегодня называется Бишкек, а потом семья переехала в Новокузнецк.

Я помню улицу XXII партсъезда, на которой мы жили во Фрунзе… Я к тому, что все эти бескрайние просторы, по которым мы тогда ездили, мне казались чем-то естественным, неотъемлемым. А потом расстояния стали покороче (улыбается). В общем, это была часть моей жизни, мы выражали отношение к ней в кино. В фильме «Делай раз», кстати, был снят совершенно жуткий финал, который нам так и не дали показать — даже в программе «Взгляд».

— Кто вам сегодняшнему ближе и понятнее — тот вы, из начала девяностых, или ваш персонаж, который воспринимает происходящее как чудовищную трагедию?

— Знаете, как сказал кто-то из великих, если ты в юности не был революционером у тебя нет сердца, а если в зрелости не стал консерватором — у тебя нет души. Если бы я тогда понимал то, что понимаю сейчас… Но это ведь невозможно. Мы все живем здесь и сейчас и зависим от того, к чему приковано наше внимание и насколько оно чувственное. Ведь почему люди бьются за свободу? Потому что это что-то неведомое и разжигающее чувственность, тебе кажется, что это что-то невероятно прекрасное.

— Как вам кажется, сюжет «Медного солнца» мог бы произойти сегодня?

— Да нет. Не дай Бог. Там очень важен отправной момент — страны, в которой жили герои, уже нет. Они предчувствуют это, но еще не понимают.

— Вас самому интереснее играть героев из прошлого или из настоящего? Кто вам ближе?

— Я живу сейчас, я не могу отстраниться от момента, в котором я существую. Снимать кино про сейчас очень сложно, потому что выйдет-то оно завтра. Лучше, когда есть какой-то воздух между этими моментами. Тут скорее речь не о времени, а об обстоятельствах. Если мы можем найти какое-то обстоятельство, которое может сказаться в завтрашнем дне, то про это будет очень интересно снять кино.

— Вы сами, кстати, не собираетесь вернуться к режиссуре?

— Я, знаете, так счастлив, когда у меня есть хороший режиссер (улыбается). Режиссура это же самая сложная профессия. Павел Семенович Лунгин как-то очень правильно сказал: да кино — это воровство какое-то!

Мы приходим на площадку, выставляем свет, камеры, а дальше происходит или крупный грабеж у природы, либо мелкое воровство.

Все должно соединиться — свет, ракурс, наполненность артиста. Это неповторимая вещь. И если вы посмотрите на то, что я делал в этой области, то увидите, насколько это было искренне и спонтанно. «Сироту казанскую» мы придумали и сделали очень быстро с Игорем Толстуновым и Олегом Антоновым, «Папа» был моей благодарностью учителю. А сейчас есть возможность быть актером и я счастлив.

— И последний вопрос. Вы одним из первых российских актеров начали работать в Голливуде, но давно этого не делали. Предложения еще поступают?

— Ну да, бывает.

— Ничего интересного?

— Да нет, почему же, но здесь мне интереснее. Мне, в общем, всегда было интереснее. Здесь моя лингвистическая основа, мои люди. Я привык, когда мои друзья и близкие рядом. И потом, чтобы быть американским актером, нужно жить, раствориться там. Ты должен сделать эту лингвистическую основу своей. А я, понимаете, хорошо разговариваю по-русски. Совсем хорошо.

28 декабря в прокат выходит фильм с Владимиром Машковым «Движение вверх».

Новости и материалы
У обезболивания во время родов нашли новый полезный эффект
Россия и Бахрейн призвали к деэскалации палестино-израильского конфликта
Стало известно будущее Заболотного в ЦСКА
Стало известно, когда Макрон рассчитывает закончить работу над соглашением по Новой Каледонии
«Это борьба»: Селин Дион расплакалась, говоря о неизлечимой болезни
Ксения Собчак показала приглашение на «самое желанное мероприятие» в Каннах
В МАГАТЭ выразили обеспокоенность уязвимостью энергоснабжения ЗАЭС
Лавров отметил рост товарооборота России и Африки
В Совфеде рассказали, что не так с резолюцией ГА ООН по Сребренице
Геймеров призвали покупать PlayStation 5 в мае из-за выгодных цен
Появилось видео горящего военного полигона во Львовской области
Россиянка стала инвалидом после операции на ноге за 100 тыс. рублей
Боец ВСУ пел гимн РФ пока его нес российский военный
Российская гимнастка показала длинные ноги на пляже
Наемники рассказали об опасности боевых действий на Украине
Ученые назвали идеальный вес для здоровья мозга
В московском лесу нашли схрон с боеприпасами
Стали известны подробности о двух фигурантах дела Шамарина
Все новости