Хобби Джеймса Кэмерона
К середине 90-х у Джеймса Кэмерона была довольно хорошая репутация в Голливуде – он снял двух «Терминаторов», сумел развить придуманную Ридли Скоттом историю в «Чужих» и даже справился с боевиком и Арнольдом Шварценеггером в «Правдивой лжи».
И когда он принес в кинокомпанию 20th Century Fox новый сценарий, который описал как
«Ромео и Джульетта на «Титанике»,
проекту был дан зеленый свет. Правда, не потому, что боссам студии понравилась трехчасовая любовная история, в которой не было ни роботов из будущего, ни самолетов с вертикальным взлетом, и которая имела к фантастике весьма отдаленное отношение, а потому, что им хотелось удержать перспективного режиссера. В конце концов, великие люди имеют право на маленькие слабости.
У Кэмерона было хобби – он любил подводный мир, корабли и рассматривал «Титаник» как «Эверест кораблекрушений». Впрочем, его предыдущая попытка совместить два увлечения – в фантастическом триллере «Бездна» 1989 года – была не самой удачной: при бюджете в $70 млн мировые кассовые сборы составили только $90 млн. Это, конечно, позволило избежать полного провала, но осадок у продюсеров остался – возможно они думали, что нельзя в будущем позволять Кэмерону совмещать хобби и работу. Тем не менее, разрешение на съемки «Титаника» режиссер получил, как и почти неограниченный бюджет.
Бюджет растет
К созданию фильма Кэмерон подошел очень скрупулезно. Сначала он спустился к обломкам настоящего «Титаника – с помощью российского научного судна «Академик Мстислав Келдыш» и батискафов «Мир-1» и «Мир-2»; заодно построил масштабную копию разрушенного корпуса корабля, а также создал (на своей студии «Digital Domain») анимационный ролик о катастрофе. Все это обошлось 20th Century Fox в $3 млн, но позволило кинокомпании проникнуться величием замысла.
Дальше – больше. Судостроительная компания из Ирландии Harland and Wolff (она строила и «Титаник», и два других аналогичных корабля – «Олимпик» и «Британик») рассекретила свой архив и предоставила режиссеру чертежи, считавшиеся утраченными.
Декораторы изучали старые фотографии, чтобы восстановить внутреннюю обстановку судна,
а в Мексике, недалеко от города Росарито, была создана новая студия, съемки в которой позволяли снимать огромную (около 230 метров) декорацию «Титаника» на фоне океанского горизонта.
Собственно съемки начались в июле 1996 года – со сцен на «Келдыше» из начала и конца фильма, и вместо запланированных 138 дней растянулись на 160. Были проблемы с персоналом, пребывание в холодной воде негативно сказалось на здоровье членов съемочной группы, получили травмы несколько каскадеров – правда, гильдия киноактеров после расследования признала, что об их безопасности все же заботились.
Стоимость картины в итоге выросла с первоначальных $110 млн до $200 млн – и это еще до выхода в прокат сделало «Титаник» самым дорогим фильмом на тот момент; сейчас, разумеется, такие цифры уже мало кого смущают.
Актеры и роли
Звезд в нынешнем понимании Кэмерон в фильм не пригласил. Британская актриса Кейт Уинслет, хоть и имела номинацию на «Оскар» (за роль второго плана в «Разум и чувства»), но карьеру начала совсем недавно и знаменитой ее тогда назвать было, пожалуй, нельзя. То же самое и с Леонардо Ди Каприо – в те годы еще никто не предполагал, сколь долгим окажется путь этого многообещающего (у него тоже была номинация на «Оскар» за роль второго плана — за фильм «Что гложет Гилберта Грэйпа») актера к заветной награде Американской киноакадемии. И сколько хороших ролей ему потребуется для этого сыграть.
Были еще Билл Пэкстон (он сыграл охотника за сокровищами Брока Лаветта, нашедшего в затонувшем «Титанике» портрет Розы) и Билли Зейн (Каледон, жених Розы). Но уже после того, как фильм стал настоящим событием в кинематографе,
превратившиеся в звезд актеры, выражали недовольство методами работы режиссера.
Например, Уинслет, которая простудилась при работе над «Титаником», заявила, что не будет больше работать с Кэмероном, если, конечно, это не позволит ей заработать много денег. Ди Каприо критиковал сам съемочный процесс за ту опасность, которую он подвергался – по его словам, в этом не было никакого смысла.
Кэмерон за «Титаника» никогда не извинялся, но признавал, что требовал от персонала и актеров очень много.
Правда, он считал, что это оправдывается конечным результатом.
Миллиарды и «Оскар»
Первоначально релиз был запланирован на 2 июля 1997 года – в Fox хотели попасть в «сезон блокбастеров». Но за несколько месяцев до этой даты Кэмерон объявил, что не успеет завершить спецэффекты, и кинокомпании пришлось смириться – в конце концов, на кону стояли $200 млн.
Премьера была сдвинута на конец года, и после серии предварительных показов (первым среди них и был на Международном кинофестивале в Токио), фильм в декабре вышел в американский прокат, а также еще на нескольких рынках. Начало, кстати, было не самое оптимистичное –
за первый уикенд картина собрала всего $28,6 млн; сейчас такой старт означает однозначный провал всего проекта.
Но Кэмерон в итоге оказался прав – «Титаник» возглавлял американский бокс-офис на протяжении пятнадцати недель, число кинотеатров, которые его показывали, выросло за это время с 2,67 тысяч до 3,23 тыс., а общие сборы достигли $600,7 млн. В мировом прокате тоже творилось нечто невообразимое – фильм заработал $1,244 млрд.
И с общей выручкой в $1,843 млрд «Титаник» на долгие двенадцать лет стал почти недосягаемым для конкурентов.
Опередить его смог только в 2010-м новый проект Кэмерона – трехмерный «Аватар», а вот вышедшему в 2015-м седьмому эпизоду «Звездных войн» не повезло. В 2012-м, к столетию трагедии «Титаника», фильм был переделан в 3D и снова выпущен в прокат, по итогам которого он добавил в свою копилку еще $342 млн.
На кинематографическом поле «Титаник» тоже оказался победителем. Фильм получил четырнадцать номинаций на «Оскар» — разделив эту цифру с «Все о Еве» (1950), а много лет спустя – и с комедией «Ла-Ла-Ленд» (2016).
По полученным наградам фильм Джеймса Кэмерона также оказался в числе лидеров – одиннадцать статуэток получили лишь эпик «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003). Любопытно, что три приза достались лично Кэмерону – за лучший фильм (он был одним из продюсеров), за режиссуру и за монтаж.
А вот актеры «Титаника» остались без наград – Кейт Уинслет удовольствовалась только номинацией в категории «лучшая женская роль», а Леонардо Ди Каприо остался и без этого утешительного приза. Впрочем, сейчас мы знаем, что «Оскар» долго обходил этого актера стороной, но в итоге академики не смогли устоять перед его обаянием.