Джордж Сондерс – американец, любитель группы «Монти Пайтон» и комика Стива Мартина, а также практикующий буддист, сделавший себе имя с помощью остроумных, часто абсурдных рассказов, репортажей и эссе. К моменту выхода «Линкольна в Бардо» – его первого романа, который уже стал бестселлером New York Times, за его плечами было шесть сборников рассказов, обласканных как критиками, так и премиями масштаба меньшего, чем «Букер». После Пола Битти, взявшего Букер за сатирический роман о расизме «Распродажа» в 2016 году,
Сондерс стал вторым автором-лауреатом премии из США, – к тому же, написавшим роман об американском президенте.
События «Линкольна в Бардо» укладываются в одну февральскую ночь 1862 года: Авраам Линкольн, обезумевший от скорби, приходит на могилу умершего от брюшного тифа 11-летнего сына Вилли. Тот, в свою очередь, все глубже проваливается в бардо – пространство промежуточных состояний, сквозь которое усопший проходит на пути к перерождению, согласно тибетскому буддизму.
Сондерс соорудил в книге своего рода постмодернистский ад Данте, который полнится клочками чужих жизней. На этой земле, затерянной между новой жизнью и последними видениями угасающего сознания, Вилли поджидает пестрая многоголосица мертвецов.
Голоса – ссорящиеся, противоречащие сами себе и спотыкающиеся на каждом слове – призваны помочь ему преодолеть мир мертвых.
Свое подвижное и хаотично фрагментированное повествование Сондерс строит из обрывков их историй и документов, вторгающихся в текст из прошлых жизней его крайне неустойчивых и практически растерявших индивидуальные черты героев: дневников, писем, газетных вырезок и счетов. По мысли Сондерса,
какофония, что окружает Вилли, отображает магистральные для тибетского учения понятия – поток сознания и созерцание элементов, образующих то, что мы называем «личностью».
Однако в то же время история каждого прорывающегося сквозь эту пелену голоса глубоко индивидуальна.
Сондерсу удалось расширить границы романа, выросшего из истории очень личной семейной катастрофы, до общечеловеческого (и даже отчасти надмирного) масштаба, а также в какой-то мере переизобрести сто лет как всем надоевший постмодернизм. «Линкольн в Бардо» продолжил череду сильных романов-победителей Букера – таких, как «Краткая история семи убийств» Марлона Джеймса (2015) и «Распродажа» Пола Битти (2016).
Кроме Сондерса, на награду претендовали Пол Остер с романом «4321» и еще одна американка – Эмили Фридланд с дебютной книгой «История волков» (History of Wolves), англо-пакистанский писатель Мохсин Хамид с романом «Западный выход» (Exit West), шотландка Али Смит с книгой «Осень» (Autumn) и Фиона Мозли с романом «Элмет» (Elmet). Интересно, что с самого начала именно Сондерс был фаворитом букмекеров — в отличие от Нобелевской премии по литературе, в данном случае у них получилось угадать, кто из финалистов станет победителем.
Из них отдельно хочется отметить Али Смит и ее горькую историю любви на фоне мира после Брексита и Пола Остера, классика американской литературы, который написал роман, вместивший четыре жизни Арчи Фергюсона, выпавшие на богатый драмами XX век.
Авторы, вошедшие в шорт-лист, получат 2,5 тысячи фунтов стерлингов и специальное подарочное издание своей книги. Победитель – 50 тысяч фунтов стерлингов.
Впервые вручение награды состоялось в 1969 году. С 2013 года на Букеровскую премию может претендовать любое произведение, написанное на английском языке и опубликованное в Соединенном Королевстве. Лауреатами Букера в разные годы были такие авторы, как Салман Рушди, Айрис Мердок, а также ставший впоследствии лауреатом Нобелевской премии по литературе Джон Кутзее и нобелиат 2017 года Кадзуо Исигуро. Причем последнему «Букера» — беспрецедентное для этой номинации решение — премию жюри присудило единогласно.