«Салют-7»
В 1985 году советская орбитальная станция «Салют-7» перестала отвечать центру управления полетами. Для «оживления» станции отправляют космический корабль с опытным экипажем — командир Федоров (Владимир Вдовиченков) и бортинженер Алехин (Павел Деревянко) должны вручную пристыковаться к неуправляемой махине, найти неисправность и вернуть «Салют-7» в строй. Фильм Клима Шипенко основан на реальных событиях — летом 1985-го такую спасательную операцию провели Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Им удалось вернуть станцию в строй, но ненадолго: «Салют-7» принял еще две экспедиции и в 1986-м был законсервирован, а в 1991-м вошел в плотные слои атмосферы и упал на территории Аргентины и Чили. Фильм должен был выйти в апреле этого года — ко Дню космонавтики, но тогда прокатчики при участии Минкультуры развели два «космических» релиза — к дате была выпущена картина «Время первых», посвященная первому выходу человека в открытый космос.
«Аритмия»
Борис Хлебников («Коктебель», «Сумасшедшая помощь», «Долгая счастливая жизнь», «Озабоченные») снял историю про наших современников — семейную пару врачей скорой помощи, которые решили развестись и застыли на полдороги — она любит его, но хочет, чтобы он изменился, он любит ее, но меняться не хочет — равно как и, например, бросать пить. Мелодраматический сюжет разыгрывается на фоне примет нашего времени — и оттого попадает в самый актуальный зрительский нерв. Известно, что с фестивальных показов даже мужчины выходили с мокрыми глазами. Фильм взял главный приз на сочинском «Кинотавре» — главном смотре российского кино.
«My Little Pony в кино»
В начале 1980-х компания Hasbro выпустила серию игрушек для девочек, а потом, чтобы поддержать их продажи, — и сериал «My Little Pony». Сериал (и игрушки тоже, разумеется) оказался очень популярным и породил целую фанатскую субкультуру (что удивительно — среди поклонников оказались и взрослые мужчины). В 2010-м «My Little Pony» снова вернулись (мультсериал «Дружба — это чудо»), а сейчас дело дошло и до полнометражного фильма. Сюжет, как обычно, не слишком замысловат — злой король Шторм собирается лишить пони магических сил, пони отправляются в опасное путешествие и сталкиваются в дороге со множеством опасностей. В общем, еще немного пони для девочек и для тех, кто называет себя «брони».
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
Успешно проехавшийся по летним кинофестивалям полнометражный дебют молодого режиссера Александра Ханта сделан в популярном на рубеже тысячелетий жанре «тарантиоида». Это условно гангстерская история про то, как гопник Витька Чеснок (Евгений Ткачук) везет своего парализованного отца Леху Штыря (Алексей Серебряков) в дом инвалидов, дабы получить оставшуюся от непутевого родителя-уголовника квартиру. По пути героям, естественно, встречаются разномастные чудища, населяющие русскую глубинку, что роднит картину с хитами последних лет вроде фильма «Горько». В этом заключается и разница между «Витькой Чесноком» и фильмами вроде «Одной любви на миллион»: несмотря на то, что картина сделана в эстетской манере и населена подчеркнуто неприятными персонажами, она вполне может стать новым культовым народным хитом.
«Родные»
Фильм одного из лучших кинодокументалистов, президента фестиваля «Артдокфест» Виталия Манского («Труба», «Анатомия тату», «Родина или смерть») снят на фоне киевских событий 2014 года и последовавшего российско-украинского кризиса. Уроженец Львова Манский показывает историю страны через призму личной истории своей семьи и взаимоотношений между родственниками, которые внезапно оказались по разные стороны баррикад. Съемки проходили в самых разных местах — от Львова до Донбасса, в том числе в Киеве, Одессе, Севастополе.
Картина долго не могла получить прокатное удостоверение — это стало возможным только после того, как дистрибутор пожаловался на действия Министерства культуры РФ в прокуратуру. Ранее министр культуры Владимир Мединский пообещал не выделять бюджетные деньги на проекты Манского за «антигосударственные высказывания». С 2015 года режиссер проживает в Риге.