— Помните ли вы свои первые впечатления от оригинального «Бегущего по лезвию»?
— Да, конечно! Я родом из маленького канадского городка, где о новинках кинопроката мы узнавали из журналов про фантастику. И вот в одном из них
я увидел рекламу «Бегущего по лезвию», которая не просто привлекла мое внимание, а совершенно поразила.
Знаете, для меня постер фильма это всегда какой-то аванс, какое-то обещание чего-то большого, мощного. И часто постеры или кадры из фильмов разочаровывают, оказываются интереснее, чем фильм сам по себе. Но когда я увидел «Бегущего по лезвию» на экране я был совершенно поражен — прежде всего, с визуальной, эстетической точки зрения.
— О чем для вас был тот фильм?
— Для меня он это фильм о гневе человека на Создателя за то состояние, в котором оказалось человечество. А еще, пожалуй, о том, что такое вообще быть человеком и о том, какую роль в нашей человечности играют воспоминания. О том, остаемся ли мы людьми, забывая свое прошлое и то, откуда мы пришли.
— А можете так же, без спойлеров, сформулировать, о чем ваш фильм?
— Ой нет, простите, правда. Если я что-нибудь скажу про картину, моя машина может случайно взорваться (смеется).
— В первом «Бегущем по лезвию» Ридли Скотт пытался если не предсказать, то представить будущее, в котором нам предстоит жить. Его прогнозы очевидно не сбылись. В каком мире происходит действие вашей картины?
— Отличный вопрос! Это был первый вызов, с которым я столкнулся при подготовке новой картины. Фильм Ридли был взглядом в будущее из поздних семидесятых. Для меня же отправной точкой, разумеется, должно было стать будущее, нарисованное в первом «Бегущем». Если помните,
в том фильме не было ни Стива Джобса, ни Селин Дион, а Советский Союз все еще существовал.
Так что нашей задачей было создать альтернативное будущее, что ли. Эта задача была едва ли не самой сложной — сделать так, чтобы наш 2049 год соответствовал 2019-му из фильма, ставшего абсолютной классикой фантастического кино.
— Как вам кажется, то, что вы придумали, все-таки может сбыться в нашей реальности?
— Надеюсь, что нет! (смеется) Хотя с точки зрения того, что происходит там у нас с климатом — да, это вполне возможно. Ну, знаете, глобальное потепление, таяние ледников, экология — к этой катастрофе мы приближаемся семимильным шагами. У нас в фильме люди из-за всех этих причин по большей части живут в бункерах, а не в зданиях. Но надеюсь нам все-таки удастся этого избежать.
— А что насчет репликантов? Они все еще могут появиться в нашем мире?
— Надеюсь, что нет! Мы совершенно к этом не готовы, на мой взгляд. Проблем от них будет куда больше чем пользы. И черт его знает, как их решать.
— Кроме того, в вашем 2049-м все еще существует Советский Союз.
— Да, разумеется, в этом мире СССР все еще существует. В кино это, конечно, скорее второй или третий план, но вы увидите там влияние русской культуры.
— Многие фантасты классической эпохи — тот же Филип Дик — строили свои произведения как прекрасный или ужасный сон о будущем. Сегодня технологии развиваются невероятно быстро. Как вам кажется, возможно ли сегодня в фантастическом произведении что-то подобное? Или у него другие задачи?
— Не уверен. Для меня самым интересным было не попытаться взглянуть сквозь время на будущее, а попытаться теми же средствами сказать что-то про сегодняшний день. И мысли эти, конечно, получаются не самыми радостными. Меня тут беспокоит еще вот что.
В современной фантастике совсем не стало утопистов, которые все-таки еще встречались среди тех писателей, о которых вы говорите.
Там были люди, которые если и не мечтали о безоблачном будущем, но по крайней мере старались смотреть вперед с оптимизмом. Сейчас у нас ничего подобного не наблюдается — я, кстати, постараюсь в будущем исправить эту ситуацию… (улыбается) Простите, я, кажется, так и не ответил на ваш вопрос.
— Нет, почему же. Кстати, насчет будущего. Я знаю, что вы занимаетесь разработкой «Дюны», а у «Бегущего по лезвию 2049» планируется продолжение?
— Мой фильм сделан как отдельное, самостоятельное произведение и никто меня не заставлял снимать его как запуск новой франшизы, но я знаю, что у студии вроде бы были планы на продолжении в случае успеха моей картины. Посмотрим.