О смерти Ильи Глазунова сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в окружении художника. Позже эту информацию подтвердила ТАСС супруга Глазунова. Причиной смерти стала остановка сердца и сердечная недостаточность, передает «Интерфакс». По предварительной информации, прощание с ним пройдет в храме Христа Спасителя, но пока нет данных ни о дате прощания, ни о том, где он будет похоронен.
Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде. По его собственному признанию, именно этот город сделал его художником.
«Художником меня сделал Ленинград — с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер...» — рассказывал он в одном из интервью. Глазунов вспоминал, что рисовал, сколько помнил себя.
Но с Ленинградом у Глазунова была связана и личная трагедия. Во время Великой Отечественной войны в блокаде погибла вся его семья — отец, мать и бабушка, а 12-летний мальчик уехал в эвакуацию по Дороге жизни через Ладожское озеро. Он вернулся в Ленинград в 1944-м, поступил в художественную школу, продолжил обучение живописи в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, в мастерской Бориса Иогансона, а уже в 1957 году состоялась первая персональная выставка 26-летнего Глазунова.
Формальным поводом к появлению этой экспозиции, открывшейся в московском ЦДРИ, был полученный Глазуновым Гран-при — на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге, где он был награжден за портрет писателя Юлиуса Фучика. Но на выставке не было представлено полотно «Дороги войны», написанное в качестве дипломной работы под впечатлениями детских лет, на котором Глазунов изобразил отступающую Красную армию. Эту картину он не показывал публике несколько лет, выставил только в 1964-м на выставке в Манеже; но это была та самая выставка, раскритикованная Никитой Хрущевым, — и в итоге «Дороги войны» (так и не принятые тогдашними академиками от живописи) оказались в Доме офицеров, а потом и вовсе были уничтожены. Только в 80-е Глазунов сделал авторскую копию картины.
Позже Глазунов получил известность как автор больших, монументальных полотен на исторические темы.
В 1978 году он написал «Мистерию ХХ века», на которой объединил людей прошедшего столетия и основные его события; в 1988-м, к тысячелетию Крещения Руси, написал «Вечную Россию». Эти работы стали составной частью цикла «История России», который Глазунов составлял несколько десятилетий — в него также входят картины «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Русский Икар», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев».
В живописи Ильи Глазунова специалисты выделяют несколько циклов. Например, «Городской цикл», в котором он отразил жизнь своих современников, — «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус». Делал он и иллюстрации литературных произведений — Николая Некрасова, Николая Лескова, Александра Островского, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Александра Куприна. И, конечно, Достоевского.
В четвертый цикл объединяются написанные Глазуновым портреты — рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства. Среди его моделей — Сальвадор Альенде, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов.
Кажется, Глазунов никогда не чувствовал себя «придворным живописцем».
В 60-е он был среди создателей патриотического клуба «Родина» (быстро закрытого властями) и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 70-е был одним из критиков тогдашнего Генплана Москвы, который предусматривал уничтожение старой части города, готовил посвященный «старой» Москве альбом, в котором напоминал о тех зданиях, которые уже были разрушены в результате градостроительной деятельности новой власти, с композитором Вячеславом Овчинниковым писал в Политбюро ЦК КПСС — и в итоге добился того, чтобы мнение общественности было услышано.
При этом Глазунов получил звание народный художник СССР (в 1980-м, всего через год после того, как он стал народным художником РСФСР), в 1981-м ему доверили создать и возглавить Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1987 году по его инициативе была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
После распада Советского Союза Глазунов оставался одним из самых востребованных художников России. Его, пожалуй, вряд ли кто-то назвал бы оппозиционером — у него сформировались монархические взгляды, на президентских выборах в 2012-м он был доверенным лицом Владимира Путина. Но живопись оставалась для Глазунова наиболее важным и приоритетным делом. Он возглавлял мастерскую портрета в Институте имени Сурикова, а в 2004-м у него появилась собственная галерея — в Москве, на Волхонке, в особняке напротив Музея изобразительных искусств имени Пушкина и рядом с храмом Христа Спасителя.