Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НТКУ) грозит штраф за ненадлежащее проведение музыкального конкурса «Евровидение-2017». Речь идет о многочисленных задержках во время подготовки шоу и отказе от сотрудничества с Европейским вещательным союзом (ЕВС) по вопросу допуска в Киев российской исполнительницы Юлии Самойловой, пишет Reuters со ссылкой на заявление организаторов «Евровидения».
«Организация конкурса сопровождалась серьезными задержками, которые создали ненужные трудности», — приводит ТАСС слова представителя ЕВС Дэвида Гудмана.
Гудман добавил, что украинская вещательная компания не сумела надлежащим образом выполнить свои обязательства, касающиеся сотрудничества с ЕВС в вопросе участия российской исполнительницы.
В результате, как сказано в официальном заявлении ЕВС, внимание общественности было отвлечено от конкурса, а репутация бренда «Евровидения» оказалась под угрозой. В итоге руководящий комитет конкурса рекомендовал наложить существенный штраф на украинскую вещательную компанию, говорится в документе. Какой именно должен быть штраф, в нем не уточняется.
Российский Первый канал, скорее всего, получит от ЕВС порицание —
но не за отказ от трансляции, а за то, что представитель канала не приехал на обязательную встречу глав делегаций, которая проходила в Киеве в марте. «Руководящий комитет ЕВС считает, что нарушения правил конкурса были допущены [Первым каналом] вследствие того факта, что российской исполнительнице не был разрешен доступ для участия в конкурсе на Украине», — приводит ТАСС текст заявления ЕВС.
«Мы были уверены, что никаких штрафных санкций в отношении нас не последует, потому что мы четко соблюдали регламент конкурса», — рассказали «Газете.Ru» источники на Первом канале, знакомые с подготовкой российской делегации к участию в киевском «Евровидении».
Украина завоевала право проведения «Евровидение-2017» после победы в Стокгольме-2016 певицы Джамалы. Песенный конкурс проходил в Киеве с 9 по 13 мая, его победителем стал португалец Сальвадор Собрал, вторым стал московский болгарин Кристиан Костов, а третье место досталось молдавской группе SunStroke Project.
Организация «Евровидения» украинской стороной на протяжении всего года вызывала упреки Европейского вещательного союза —
с отставанием от графика был назван город проведения (Киев) и названа площадка (Международный выставочный центр). Украина долго выделяла деньги на проведение конкурса, что также вызвало недовольство со стороны руководства ЕВС. Кроме того, в январе, за четыре месяца до начала, практически полностью сменилась команда, которая занималась организацией шоу. Но главным провалом украинского «Евровидения» считается конфликт по поводу российского участника.
А нас-то за что?
Напомним, причиной для недовольства и планируемых санкций в отношении Украины как хозяйки стал демарш этой страны в отношении российской певицы Юлии Самойловой. Она была выбрана российской делегаткой на песенный конкурс в середине марта. Однако спустя 10 дней Украина отказалась разрешить ей въезд — Самойлова в 2015 году выступала на фестивале в Крыму, а посещение присоединенного к России полуострова без соответствующего разрешения властей Украины по ее законам считается административным правонарушением. Коллизия была еще и в том, что имя Самойловой изначально не фигурировало в черных списках СБУ и украинского минкульта, и невъездной она стала в процессе организации конкурса и по результатам проверки Службой безопасности Украины.
Европейский вещательный союз сначала мягко, а потом все более настойчиво и жестко стал требовать от Украины соблюдать регламент конкурса и обеспечить разрешениями на въезд и возможностями для «очного выступления» всех участников конкурса и их делегации.
Украина в ответ стала уверять ЕВС в своей полной готовности принять в Киеве любого российского артиста, не имеющего проблем с украинским законодательством. В поисках компромисса Вещательный союз даже предложил Первому каналу организовать выступление Самойловой на конкурсе путем прямого эфира из студии (ничего подобного, кстати, на «Евровидении» никогда не практиковалось). В ответ канал указал ЕВС на то, что такая практика противоречит регламенту, согласно которому все артисты должны были выступать лично. Накануне конкурса Вещательный союз признал, что не смог разрешить этот не имеющий прецедентов в истории конкурса политический кризис и анонсировал наказания как для страны-хозяйки Украины, так и для России, которая в ответ на демарш соседней страны отказалась транслировать конкурс на своей территории.
Без залога
Уже в июне стало известно об аресте в Швейцарии украинского залога за «Евровидение».
Залог — стандартная практика, он возвращается стране – хозяйке конкурса, если у ЕВС не было нареканий к его проведению; в данном случае он составлял €15 млн. Первоначально высказывались предположения, что этот арест связан именно с наказанием Украины за недопуск российской участницы, но позже Deutsche Welle указало, что более вероятно, что арест денежных средств произведен из-за спора между Национальной общественной телерадиокомпанией Украины (НОТУ) и телеканалом Euronews (украинская служба канала завершила вещание в мае, и украинская сторона осталась должна €10 млн).
Что касается наказаний за «Евровидение-2017», то окончательное решение, видимо, будет вынесено во время Генеральной ассамблеи Европейского вещательного союза, которая началась в четверг, 29 июня, в Дублине.