Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Для меня было важно не превращаться в Николая II»

Ларс Айдингер о работе над ролью Николая II в «Матильде»

Исполнитель роли Николая II в фильме «Матильда» Ларс Айдингер рассказал «Газете.Ru» о ярлыке «порноактера», который к нему приклеили противники фильма, сотрудничестве с Алексеем Учителем и работе в театре «Шаубюнне».

В Москву приехал Ларс Айдингер — артист берлинского театра «Шаубюнне», сыгравший роль Николая II в еще не вышедшем в прокат, но нашумевшем фильме Алексея Учителя «Матильда». В Москву он прибыл для того, чтобы представить немецкий фильм «Вчерашний расцвет» режиссера Криса Крауса. В нем артист играет немецкого ученого, погружающегося в исследование холокоста вместе со своей ассистенткой, еврейской девушкой Зази, которая страдает от тевтофобии — боязни всего, что связано с Германией. Айдингер представил картину на открытии Московского еврейског кинофестваля, а затем принял участие в пресс-конференции по «Матильде», прошедшей 13 июня и посвященной окончанию работы над картиной и другим злободневным вопросам. «Газете.Ru» удалось поговорить с актером об обоих проектах, о работе артиста в театре и природе порнографии.

— Ларс, у вас выработалось какое-то личное отношение к теме холокоста, пока вы работали над ролью ученого во «Вчерашнем расцвете»?

— Оно у меня всегда было. Режиссер Крис Краус в этом фильме выразил отношение нашего поколения к этой войне и к катастрофе: мол,

мы, современные и достаточно молодые люди, вроде бы не имеем к этому никакого отношения и не можем нести ответственности.

Но дела прошлого, если мы не думаем о них постоянно, начинают давить на нас, на наше сознание и подсознание. Все это было недавно — не будем забывать, некоторые из участников событий до сих пор живы! Ну и если уж вы спрашиваете про персональное подключение — мой отец родился на войне, а мой дед в ней участвовал. Я думаю, что мы, немцы, в своей современности до сих пор испытываем влияние того, что мы спешим назвать историей. Нам очень важно понимать, что

не все исторические события «остаются в истории» — они прорастают в нас и продолжаются в современности.

— Если уж мы заговорили о влиянии истории на современность — можете поделиться ощущениями от работы над ролью Николая II в фильме «Матильда»?

— Когда я работаю над ролью, для меня очень важно именно «играть». Да, есть актеры, которые идут классическим путем — полностью погружаются в своего персонажа, стараются превратиться в него.

Для меня очень важно не превращаться в Николая. Вступить с ним в разговор, общение, соприкосновение — но при этом сохранять дистанцию.

Потому что и для актера, и для зрителя настоящее напряжение возникает, когда есть вот этот зазор между личностью актера и личностью его персонажа. Вот именно здесь и появляется творчество.

Кстати, сходства с моим персонажем мне и без того хватило. Когда я в начале съемок приехал в Россию, я не говорил ни слова по-русски, никто не говорил ни по-английски, ни по-немецки, фразы своего персонажа запоминал и произносил чисто фонетически — так что растерянности и отчаяния мне в свое время хватило. У Николая тоже была и растерянность, и внутренний конфликт:

к роли руководителя страны он был явно не готов, а пожить своей частной жизнью, стремиться к личному счастью ему не позволяла реальность.

Я помню, как меня тогда поразило, что в истории моего персонажа отразилась судьба целой страны, — фильм же не о том, как русский император изменял своей жене на фоне исторических событий. Он о драме человека и его выбора, о человеке во главе страны, который обязан служить своей стране и лишен права на свободу и частную, повторюсь, жизнь.

— А как по-вашему, почему обсуждение его фигуры в вашем исполнении приобрело настолько скандальный характер? Вы ведь знаете, какой скандал разгорелся в связи с фильмом «Матильда»?

— Конечно знаю, еще бы! Знаете, мне это немного — и по сути, и по произведенному эффекту — напомнило скандал с Pussy Riot. Суть одна и та же:

делайте что хотите, только не с нашим святым и не на нашем алтаре.

А если не послушаете нас, пеняйте на себя. В то время как ни у кого и в мыслях не было никого оскорблять и провоцировать — серьезно, вы что, думаете, что я два года ездил в Россию, чтобы оскорблять и провоцировать? Мы просто рассказывали историю, созданную нами, подчеркиваю, со всем возможным уважением к этому сюжету и стремлением к художественной правде. И уж, конечно, в этом нет никакой порнографии, которую нам приписывают, — да, там есть эротические сцены, но лишь в той мере, в которой того требует сюжетная канва.

— Раз уж вы заговорили о порнографии: что бы вы ответили тем, кто почему-то называет вас порноартистом, а фильм британского режиссера Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания» с вашим участием — порнографией?

— Порнография как жанр складывается из крайне скверной актерской игры и, простите, проникновения. Ничего не имею против порно — его многие смотрят, оно очень влиятельно (если помните, в свое время в войне форматов видеокассет — Video 8 и VHS — победили последние, причем потому, что именно их выбрала порноиндустрия для распространения своей продукции). Однако ничего от порно в фильме Гринуэя, в котором я снимался, нет.

Режиссеру потребовалось тело актера с эрекцией в кадре — для его эстетических целей, а не для того, чтобы вызвать у зрителя возбуждение.

Вообще, голое тело для артиста или для постановщика — точно такой же инструмент в театре или в кино, как костюм, декорация, актерская техника.

Обнаженное тело помогает, например, захватить и удерживать внимание зрителя, сконцентрировать на себе, пробить закрытую дверь восприятия.

Соблазнить, если угодно, спровоцировать публику на это самое восприятие, чтобы донести в конечном счете идею, послание. Мне доводилось играть на сцене обнаженным — ничего, кроме желания быть предельно честным и правдивым, желания узнать что-то о себе и повести зрителя за собой, мной в тот момент не двигало, поверьте.

— Если уж мы заговорили про игру на сцене, позвольте мне спросить вас о том, что явно стоит большего внимания, чем обсуждение обвинений в порнографии, — о театре «Шаубюнне» в Берлине, в котором вы работаете. Этот театр считается одним из самых авторитетных в Европе; в «Матильде» вы играете вместе с вашей коллегой по труппе Луизой Вольфрам, а одну из ролей играет ваш художественный руководитель Томас Остермайер.

— «Шаубюнне» находится под большим влиянием русской театральной школы. Большинство наших учителей — то есть тех, кто сформировал театр в его нынешнем виде, — родились и жили в ГДР. Это и стало для них тем культурным коридором, по которому эта традиция пришла к нам. В то же время, и мне очень это нравится, в «Шаубюнне» есть своего рода культ актерской техники, метода, огромное значение придается подготовке и развитию возможностей актера. И развитию его ума, осознания того, что он играет.

Вместо «прекрасной иллюзии» и прочей театральной эзотерики там царит культ критического мышления, ума и развития.

В театре я играю в «Гамлете», «Ричарде III». Как и в случае с Николаем II, в каждом из этих спектаклей я сохраняю ту дистанцию по отношению к персонажу, которая обеспечивает напряжение на сцене. Этими работами я горжусь, они сделали меня знаменитым в театральной Германии.

А вообще играть я стал довольно рано: на сцену вышел, еще когда учился в начальной школе. Чуть позже, в юности, я стал играть на ТВ — в сериале «Москито», который получил множество призов во многом потому, что в нем речь шла о фашизме, наркотиках, проблемах молодежи и наследии Второй мировой войны — то есть обо всем, с чем приходилось иметь дело молодому человеку, моему тогдашнему ровеснику. В школе я играл в «Воццеке» по Бюхнеру, «Карьере Артуро Уи» по Брехту. После школы я пошел на прослушивание в театральную школу, которую, кстати, заканчивал и Томас Остермайер, правда, он учился тремя годами старше, так что встретились мы только потом. Затем долго мечтал и пытался попасть в «Шаубюнне» — и вот я там уже 18 лет и очень этому рад. (Смеется.)

В последнее время все больше снимаюсь в кино. В 2009-м я поработал в картине «Страсть не знает преград» у Марен Аде (она сейчас прославилась с картиной «Тони Эрдманн») — как мне кажется, это был настоящий прорыв для меня. Удалось поработать и с Оливье Ассайясом, и с Гринуэем, и с Крисом Краусом. Стараюсь работать в артхаусном, а не в коммерческом кино.

— На премьеру «Матильды» приедете, не испугаетесь?

— Конечно, приеду и не испугаюсь. Я уверен, что, если люди, которые, как вы полагаете, могут представлять для нас опасность, наконец сделают шаг и посмотрят кино — они изменят свою точку зрения и увидят, что ни о каких оскорблениях не может быть и речи. Я тоже верю в Бога и в ангелов, и было бы хорошо быть или стать святым. Но

вера — она нам дается не для того, чтобы мы творили себе идолов, а для того, чтобы из их жизни и житий узнавали, как самим стать лучше и чище.

«Матильда» — это не про оскорбление святых, а про человеческую жизнь и человеческие, гуманитарные, если угодно, проблемы. Мы все состоим из ошибок, сомнений, слабостей — но если ты объявляешь кого-то святым и запрещаешь прикасаться к нему и его биографии, то тем самым ты исключаешь его из мира людей, отрицаешь всякое его сходство с нами, несвятыми.

Новости и материалы
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Все новости