Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

В тесноте, но не в проруби

«Теснота», «Прорубь», «Заложники»: что показали на фестивале «Кинотавр»

«Кинотавр-2017»: начавшись с «Блокбастера» Романа Волобуева, фестиваль с ходу представил громкие премьеры: «Тесноту» Кантемира Балагова, успевшую завоевать приз в Каннах, «Заложников» Резо Гигинеишливи, с которыми он участвовал во внеконкурсной программе «Берлинале», и стихотворную «Прорубь» Андрея Сильвестрова.

Демарш Романа Волобуева, в самом начале конкурса заявившего о снятии своего имени с титров своей картины «Блокбастер», стал первым и очень ярким событием, которое до сих пор обсуждают в разных концах фестивального пространства — многих тема не отпускает даже на пляже. Вопрос был в том, насколько фестивалю удастся удержать градус благотворного напряжения дальше. Теперь можно констатировать, что все получилось.

Второй в основной конкурс фестиваля вышла «Теснота» ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова — призер жюри ФИПРЕССИ в Каннах. Фильм начинается и заканчивается титрами от первого лица автора, которые гласят, что

он кабардинец, а показанная в фильме история произошла у него на глазах в 1998 году в Нальчике.

Сюжет о похищении кабардинцами мальчика из еврейской семьи и о сборе родителями выкупа ничего толком о картине не объясняет — но это нормальная ситуация для настоящего кино. Главная героиня — сестра похищенного, которая наперекор родителям встречается с кабардинцем и пытается разобраться в своих чувствах к происходящему. А разбираться есть в чем и с чем:

чтобы найти деньги, родители готовы, например, выдать ее замуж за сына зажиточного соседа.

Впрочем, куда больше захватывает не сюжет, а как это сделано. От Сокурова здесь, пожалуй, только несколько мучительно длинных, почти статичных планов. В остальном можно констатировать, что

в российском кино появился новый, невероятно интересный автор.

Квадратный экран, живая и внимательная камера, продирающаяся к своим героям так же, как они пытаются протиснуться через постоянно сжимающееся пространство. «Теснота» не могла называться иначе, и эта точность и ясность мысли — редчайшее и важнейшее качество режиссера. Всерьез вызывает вопросы тут только сцена, в которой герои смотрят хронику убийства российских солдат, — говорят, она смутила и жюри «Особого взгляда», но этот ход можно списать на документальную точность больной и очень важной для автора истории, которую хотел рассказать Балагов.

«Теснота» и показанная в тот же день «Прорубь» Андрея Сильвестрова — картины, задающие контекст нынешнего «Кинотавра», показывающие, что слоган «Настоящее российского кино» выбран фестивалем совсем не зря.

«Прорубь» — часовой фильм по стихотворному сценарию Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, естественное продолжение их поэтических экспериментов в театре («Сван» Юрия Квятковского в Центре Мейерхольда с актерами Мастерской Дмитрия Брусникина).

Крещение, одни россияне сидят перед телевизором и целый день смотрят репортажи с купаний других россиян в проруби. Начинаясь как сатира (Брусникин в роли президента разговаривает со щукой, Михаил Ефремов играет олигарха), ближе к финалу «Прорубь» естественным образом превращается в фильм о любви (главного героя сыграл сам Родионов). При этом формально это почти видеоарт — жанр, который редко выходит за пределы галерей. «Прорубь» вызвала резкую реакцию многих критиков, но этот смешной и местами сознательно почти кустарный фильм, во-первых, совершенно актуален в смысле повестки дня, а во-вторых, в итоге говорит о том, что

способ победы над окружающим абсурдом тот же, что и всегда, — любовь.

С точки зрения фестиваля это еще и радикальное расширение палитры, доказательство того, что российское кино способно развиваться само по себе, без компромиссов и государственных денег.

Еще одной громкой премьерой стали впервые показанные на Берлинском кинофестивале «Заложники» Резо Гигинеишвили — первый фильм режиссера, в котором он решился на уход от сделавшего его славу комедийного жанра. Так же как и в случае с Балаговым, речь идет об очень важной и болезненной для самого Гигинеишвили истории, правда куда более известной, — попытке захвата самолета в Грузии в 1983 году. Главный минус картины — в ней нет матч-пойнта, момента, когда дети из условной (по советским меркам) золотой молодежи решились на преступление. Это почти бесстрастная хроника событий, которая, как и «Холодное танго» Павла Чухрая, может стать поводом для серьезных размышлений и разговоров.

Главное достоинство — великолепно сделанная и страшная сцена захвата, в которой за пять минут показаны расчеловечивание и дикий хаос происходящего.

Картина была встречена многократными овациями, а после сеанса зрителей встретил первый за время фестиваля проливной дождь — на площади перед Зимним театром промокшие сочинцы мужественно смотрели «Викинга».

Новости и материалы
Телеведущий Куличков взялся за здоровье из-за жены: «Натыкала»
Маск одним словом отреагировал на новость о рождении у него 13-го ребенка
Ученые обнаружили грибы, способные разрушать пластик в океане
Еще одно землетрясение произошло у побережья Южных Курил
Нетаньяху призвал разоружить «Хезболлу»
Apple отложила дату выхода части нейросетевых функций
Глава МИД Франции прокомментировал позицию ЕС по территориальным уступкам Украины
Появилась карта интересующих Трампа ресурсов Украины
Названы три серьезных неисправности автомобилей LiXiang в России
Во Франции подтвердили, что Париж проведет саммит ЕС по безопасности
Путин наградил медалями Пушкина троих казахстанцев
Шторм выбросил на пляжи Кубани новые фракции мазута
Ученые выяснили, как долго длится «послевкусие» от секса
В Британии предсказали ухудшение позиций ВСУ к лету
Житель Белгородской области получил ранение в результате удара ВСУ по машине
Украинского баскетболиста сняли с поезда по пути в Латвию
Пятеро мигрантов изнасиловали школьницу в российском городе
Президент Финляндии прокомментировал проведение Мюнхенской конференции
Все новости