Погоду привезли из Москвы
Пасмурная погода и прошедший незадолго до начала церемонии открытия дождь не помешали «Кинотавру» открыться: жители Сочи высыпали на площадь, обеспечив столичным гостям необходимую атмосферу праздника.
Наибольший успех у публики имел в итоге Александр Ревва, явившийся на дорожку в красном же платье
— то есть в образе своей героини из нового фильма комедиографа Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения».
Дальше гости и участники, чуть разогретые шампанским и раздавшие интервью, укрылись в Зимнем театре. Официальная часть состояла из зачитывания обращений президента Путина и премьера Медведева.
Ведущими церемонии стали актеры Риналь Мухаметов и Петр Федоров. Коммуникация между ними была выстроена
в формате разговора российского кинематографа с психоаналитиком — тот рекомендовал пациенту сделать «что-нибудь для себя».
Вообще, получилось крайне удачное в своей игровой части действо — удалось избежать всегдашнего фестивального официоза, да и ведущими стали настоящие лица молодого русского кино, один из которых еще и сыграл главную роль в фильме открытия фестиваля «Холодное танго». Но не будем забегать вперед.
После Мухаметова и Федорова на сцену поднялись члены жюри полнометражного конкурса во главе с председателем, которым в этом году стал Евгений Миронов. Артист заявил, что очень волнуется, а также помнит всех, кто его награждал (и не награждал) в прошлые годы.
«Объективности не существует, но надеюсь, что через неделю на этой сцене будет справедливость», — резюмировал свои чаяния председатель жюри.
Имени Даниила Дондурея
Выступление президента фестиваля продюсера Александра Роднянского тоже состояло из нескольких частей. Первой и самой пронзительной стало объявление о присвоении имени Даниила Дондурея традиционному на «Кинотавре» призу критики. Кстати, набранным на экране с тяжелым, лязгающим звуком высказыванием культуролога, главного редактора и идеолога журнала «Искусство кино» (он ушел из жизни 10 мая нынешнего года) о необходимости борьбы с самоцензурой церемония и началась. После того как зал почтил память Даниила Борисовича вставанием,
Роднянский еще раз сорвал аплодисменты, напомнив, что девять фильмов из программы 28-го «Кинотавра» сняты без поддержки государства.
Этот факт, по словам президента фестиваля, свидетельствует о появлении по-настоящему свободных художников среди русских кинематографистов.
Официальная часть финишировала краткой нарезкой конкурсных фильмов и вручением приза «За честь, достоинство и преданность кинематографу» Павлу Чухраю. После благодарственной речи режиссера и короткого перерыва зрителю показали новый фильм Чухрая «Холодное танго».
Почти нуар от Павла Чухрая
Речь в картине идет о жизни советской Литвы пятидесятых годов. Марк (Риналь Мухаметов) — чудом уцелевший во время фашистской оккупации еврей — возвращается домой и встречает Лайму (Юлия Пересильд). Их связывает тяжелая детская травма:
Лайму, дочь приютивших Марка литовцев, у него на глазах изнасиловал немецкий офицер.
Теперь им предстоит выяснить отношения на почве гонений, обрушившихся после оккупации на литовцев.
«Холодное танго» — не самый очевидный выбор для фильма открытия летнего кинофестиваля, но довольно точный для «Кинотавра». Новый фильм Чухрая продолжает традицию «Вора» и «Водителя для Веры», с которыми составляет крайне условную трилогию. Это тоже ретродрама о застарелой исторической травме —
в русском кино (да и в литературе) еще никто не говорил так подробно о ситуации с оккупацией Прибалтики.
Чухрай рассказывает о сложнейшем конфликте между людьми трех национальностей, но выдерживает безупречную дистанцию, никого не обвиняя, не вынося приговоров, а анализируя, чтобы подобная трагедия больше не повторилась.
Огромным плюсом фильма является то, что
вместо поминальной молитвы режиссер предлагает зрителю почти что нуар: ни единого полностью положительного героя, роковая блондинка Пересильд, бодрая динамика действия плюс сильная мелодраматическая линия.
Тут можно вспомнить, что традиция фильма-нуара вообще не была толком разработана в русском (и ранее — в советском кино), хотя это жанр, максимально располагающий к рефлексии и куда более широкий на самом деле, чем классические фильмы о пьющих частных детективах.
По сути, «Холодное танго» — это именно то традиционалистское, но бескомпромиссное кино, о котором в своем выступлении говорил Александр Роднянский. То есть именно тот российский кинематограф, обогащенный визитом к психоаналитику, который собирается в грядущую неделю представить зрителю «Кинотавр».