В нынешнем году российский кинопром, к счастью, не атаковал прокат десантом новых «патриотических блокбастеров», оставив погружение в военное кино телевидению, где ожидается стандартный набор из праздничных концертов и фрагментов эпопеи «Освобождение». «Газета.Ru», в свою очередь, присоединяется к торжествам, вспомнив не самые очевидные военные картины, идеально соответствующие настроению важного и самого сложного государственного праздника.
«На войне как на войне» (1968)
История младшего лейтенанта Малешкина, который становится командиром экипажа самоходки, в котором его поначалу ни во что не ставят старшие товарищи. Фильм Виктора Трегубовича по каким-то непонятным причинам, кажется, выпал из праздничного канона — и совершенно напрасно. Возможно, дело в несколько ироничной интонации, свойственной оттепельному военному кино. Однако ирония здесь лишь подчеркивает драматизм военного быта периода освобождения Правобережной Украины, который разыгрывают блистательные актеры — Михаил Кононов, Олег Борисов, Виктор Павлов, Михаил Глузский и другие.
«Нормандия – Неман» (1960)
Об этой картине, которая посвящена легендарной французской эскадрилье, воевавшей на советско-германском фронте, недавно напомнили в сериале «Оптимисты» Алексея Попогребского — одна из серий была посвящена премьере фильма Жака Древилля. Если для вас это не стало поводом пересмотреть (или впервые ознакомиться) с картиной, то День Победы — еще более весомое обстоятельство. Советско-французская картина не устарела ни на кадр и не проигрывает ни традиционному в эти дни озеровскому «Освобождению», ни тем более новейшим «патриотическим блокбастерам».
«Проверено — мин нет» (1965)
Тоже несколько подзабытый фильм советско-югославского производства посвящен освобождению Белграда в 1944 году. На фоне народных гуляний по поводу победы над оккупантами выясняется, что, уходя, немцы заминировали городскую канализацию и с часу на час собираются взорвать сданный советским войскам город. В дело включаются саперы двух стран, вступающие в бой в белградском подземелье. В главной роли Олег Анофриев.
«Порох» (1985)
Редкий пример перестроечного военного кино. Фильм про доставку пороха в блокадный Ленинград поставлен Виктором Аристовым, служившим вторым режиссером на «Проверке на дорогах» и «Двадцати днях без войны» Алексея Германа, и это, что называется, многое объясняет. В «Порохе», снятом еще и в разгар другой, афганской войны, несмотря на не свойственный Герману цвет, тоже нет никакого героизма — только страшная механика подвига, совершаемого бросившимся на амбразуру народом. Любопытно также, что вышел «Порох» в год сорокалетия Победы.
«Это было в разведке» (1968)
Фильм Льва Мирского исторически попал в тень «Иванова детства» Андрея Тарковского из-за схожести сюжетов. Герой «Это было в разведке» Вася Колосов — 12-летний сирота, который после гибели родителей уходит на фронт. Поначалу взрослые не воспринимают его всерьез, но в нужный момент мальчик показывает себя настоящим героем, готовым принести себя в жертву общей победе. Несмотря на сходство, картина Мирского имеет в основе не художественный рассказ, а воспоминания Александра Колесникова, которые снимают вопросы о подражательстве. Впрочем, их и не должно возникнуть, учитывая совершенно другие интонацию и стилистику, а также грандиозный финал картины.
«Вариант «Омега» (1975)
Тончайший, совершенно блистательный шпионский триллер (в советском кино такого термина, конечно, не существовало), посвященный деятельности советской разведки в оккупированном Таллине, был поставлен греком Антонисом Воязосом и навсегда остался в тени «Семнадцати мгновений весны». И совершенно напрасно. Сыгранный Олегом Далем разведчик Сергей Скорин — один из самых ярких в галерее разведчиков, на которые советский кинематограф, вообще говоря, не беден. Скорин — филолог-германист, разыгрывающий сложнейший поединок с честолюбивым немцем фон Шлоссером, и от их дуэли всякий раз захватывает дух. Единственный минус — смазанный в угоду идеологическим установкам финальный кадр, но впечатления от фильма он совершенно не портит.
^^^«Проверка на дорогах» (1971–1985)^^
Режиссерский дебют Алексея Германа-старшего по сценарию Юрия Германа. Картина рассказывает о тыловом коллабориционисте, решившем искупить вину и перешедшем на сторону партизан, — с участием Олега Борисова, Ролана Быкова, Анатолия Солоницына. Главную роль сыграл Владимир Заманский — его герою предстоит угнать у немцев эшелон с продовольствием, чтобы обеспечить изнывающих от голода партизан провиантом. Фильм был снят в 1971 году и лег на полку до 1985-го — в Госкино решили, что картина не отражает реалий войны. Зато после выхода картина произвела фурор, а ее создатели были удостоены Госпремии СССР.