«Погиб актер из сериала «Интерны», — гласила чудовищная новость о смерти талантливого 35-летнего артиста, распространенная в понедельник днем телеграфными агентствами. Все правильно — для того, чтобы дать понять широкому кругу читателей, кто именно ушел из жизни, надо апеллировать к наиболее массовому продукту, в котором принимал участие ушедший из жизни артист. Однако
к участию в неплохой, но не самой выдающейся российской многосерийке талант Казимира Лиске не сводился.
Казимир, или Кэз, как он называл себя сам и представлялся коллегам и знакомым, Лиске родился в Денвере, штат Колорадо. В 2004 окончил Дартмут-колледж по специальности «режиссура и сценография». А потом поехал на стажировку в Школу-студию МХАТ, будучи одновременно студентом факультета итальянской литературы в Бостоне.
В российском актерском вузе он в 2009 году окончил актерский курс Константина Райкина — и остался жить и работать в России.
Его российская фильмография достаточно мала — в ней есть эпизод в «Свадьбе по обмену», роль в упомянутых «Интернах», а чуть раньше — в «Иване Грозном» у Андрея Эшпая.
Есть и еще одна роль — вместе со своей супругой Полиной Гришиной (в основной жизни — художником-сценографом) он сыграл в фильме Ивана Вырыпаева «Спасение».
Зато в театре проявил себя куда более обильно и разносторонне — начав играть еще в США (к моменту переезда в Россию он сыграл в полутора десятках спектаклей, включая роли в музыкальном театре), он в России начал с ролей на сцене вуза, в котором учился, и театра, частью которого этот вуз стал. Он выходил на сцену в знаменитой «Белой гвардии» Сергея Женовача и в спектаклях, которые ставил со своими товарищами, — «Ромео и Джульетта» и «Человек ли это?». Там же он сыграл в студенческом «Горе от ума» у Виктора Рыжакова, а в «Будущих летчиках» своего мастера Константина Райкина сыграл несколько ролей. То есть
молодой и подающий надежды филолог честно и трудолюбиво прошел в России всю школу, положенную в нашей стране актерам-новобранцам.
Уже после окончания вуза он сыграл в «Лафкадио», поставленном Светланой Ивановой (к этому спектаклю он написал музыку). Однако не будет ошибкой сказать, что одна из главных дорог в актерской жизни была связана с театром Ивана Вырыпаева. Автор пьесы, спектакля и фильма «Кислород», бывший худрук театра «Практика» создал свой, совершенно удивительный театр, в котором — безо всякого пафоса —
главными вопросами становились спасение души, возможность человека стать лучше и достичь просветления.
В этом театре спектакль может происходить в форме концерта («Сахар»), актеры могут по очереди выходить на сцену и просто говорить со зрителем («Иллюзии»), текстом для инсценировки может послужить книга интегрального психолога «Благодать и стойкость: духовность и исцеление в истории жизни Трейи Киллам Уилбер» Кена Уилбера (в которой он рассказывает о жизни и смерти от рака своей супруги). Или, например, история отношений насильника-убийцы и отца жертвы его преступления «Black & Simpson».
Лиске был не просто артистом Вырыпаева — он был его соавтором.
В «Black & Simpson» — режиссером, в «Сахаре» — соавтором, в «Иллюзиях» — артистом; правда, в этой постановке актер, кажется, совершенно неотделим от автора.
Лиске мало назвать просто артистом — он был, говоря общо, «человеком театра», мастером перформативных искусств. В своем вузе преподавал актерское мастерство, писал музыку к спектаклям, занимался продюсированием и театральным образованием, ставил, играл; кажется, непрерывно что-то замышлял и предпринимал — что важно, на территории современного русского театра. И пусть этот факт служит нам не для традиционного шапкозакидательства, а символом того, что искусство не знает границ, а знает языки: английский, русский и театральный.